Привет! Итак, ты уже близок к тому, что бы увидеть всю картину целиком. Следующий этап для тебя – запомнить упражнения. Их не так много, однако, большинство из них подразумевают под собой не строго расписанную по ладам последовательность нот, а некую обобщенную схему. Кроме того я попытаюсь объяснить почему я выделил именно эти подтипы для упражнений.
ПЕРЕМЕННЫЙ ШТРИХ
- Хроматика
Здесь все просто, нужно использовать все четыре пальца. Хроматических упражнений существует огромное количество. Самое простое из них – начать с первого лада шестой струны, затем, сыграв подряд с первого по четвертый лад, перейти на пятую и так далее.
- Секвенции
В качестве данного упражнения можно использовать секвенцию любого из семи ладов.
- Гаммы
В качестве данного упражнения можно использовать любой из семи ладов.
- Зацикленные паттерны
В качестве данного упражнения можно использовать любые пять подряд идущих нот в пределах двух струн, взятые из любого лада.
- Упражнений на одной струне со сменой позиций
За основу можно взять любую гамму, разложенную н одной струне.
- Упражнения с открытыми струнами
Думаю здесь не должно возникнуть вопросов.
Итак, хроматика подразумевает под собой последовательное задействование всех пальцев. Но если твои пальцы привыкнут следовать друг за другом, то в большинстве случаев им будет трудно сыграть что-либо другое. Поэтому необходимо ввести такие подтипы упражнений, как секвенции, гаммы и зацикленные паттерны. Они отличаются друг от друга исключительно тем, с какой скорость правая рука движется от верхних струн к нижним и наоборот. При игре гамм это происходи очень быстро, при игре секвенций медленнее, а при игре зацикленных паттернов вообще не происходит. Упражнения на одной струне со сменой позиций так же довольно специфичны, и потому им требуется уделить отдельное внимание. Что касается упражнений с открытыми струнами, то они направлены на синхронизацию рук.
ЛЕГАТНАЯ ТЕХНИКА
- Хаммеры и пулы
В качестве данного упражнения можно использовать любой лад, сыгранный хаммерами и пулами. Медиатор используется при переходе на новую струну.
- Хаммеры и пулы (по три ноты на струне)
Упражнение, похожее на предыдущее, только проще. Пример приведен ниже. Можно использовать другие комбинации пальцев и ладов.
- Хаммеры и пулы (правая рука на нижних ладах)
В качестве этого упражнения можно опять же взять любую гамму, только медиатор здесь, само собой, использоваться не будет.
- Трели
За основу можно взять любую гамму, разложенную по одной струне.
Первый и второй подтипы подразумевают под собой игру хаммерами и пулами и отличаются друг от друга лишь сложностью. Третий подтип стоит отдельно, здесь всю работу выполняет левая рука, а правая лишь глушит струны. И наконец, трели – здесь рука передвигается вдоль грифа.
ТЕППИНГ
- Теппинг со сменой позиций
Любой, триольный или нет, теппинг со сменой позиций на одной струне.
- Теппинг со сменой струн
Любой, триольный или нет, теппинг со сменой струн.
- Теппинг триолями
Любой триольный теппинг.
- Теппинг шестнадцатыми (без мизинца)
Любой теппинг с использованием шестнадцатых нот (мизинец не задействован).
- Теппинг шестнадцатыми (с мизинцем)
Любой теппинг с использованием шестнадцатых нот (мизинец задействован).
- Левая рука над грифом
Конкретное упражнение, требует периодической замены. В данном упражнении левая рука находиться над грифом и запястьем глушит струны в районе пятого лада.
Выделяя подтипы я, прежде всего, руководствовался сложностью упражнений (для различных сложностей необходимы различные подтипы) а также группой задействованных суставов. И данная классификация – прямое следствие из этого. Я выделил первые два подтипа, потому что играть теппингом со сменой позиций совсем не то, что со сменой струн, на мой взгляд, каждый из них следует отрабатывать отдельно. Следующие три подтипа – это теппинг на одной струне и в одной позиции. Здесь вы уже отрабатываете различные комбинации задействованных пальцев. Последнее упражнение (это отрывок из произведения Стива Вая - Building The Church) особенно сложно для исполнения в быстром темпе, либо в течение длительного времени. Оно, как вы видите, не подразумевает под собой многовариантность исполнения. А потому время от времени вам потребуется менять его на что-нибудь похожее. Остальные упражнения довольно просто придумать самому.
СВИП
- Трехструнный свип в одной позиции
Конкретное упражнение, требует периодической замены.
- Четырехструнный свип в одной позиции
Конкретное упражнение, требует периодической замены.
- Пятиструнный свип в одной позиции
Конкретное упражнение, требует периодической замены.
- Свип со сменой позиций
Конкретное упражнение, требует периодической замены.
Пока еще не уверен, правильно ли классифицировать свип по количеству задействованных струн. Но одно ясно точно – от этого напрямую зависит сложность свипа. А потому можно играть трехструнный свип на 70%, а пятиструнный свип на 50%, используя в качестве типа тренировки ДЗ. И самым сложным, на мой взгляд, является свип со сменой позиций, поэтому для него отдельный пункт.
Но это еще не все, увы :) Вышерасписанными упражнениями не охватить некоторые аспекты игры на электрогитаре. Поэтому стоит добавить еще один тип упражнений. Назовем его ТЕХНИКА. В него войдут упражнения на:
- Развитие силы и выносливости пальцев левой руки
- Развитие выносливости правой руки
- Развитие независимости пальцев
- Прыжки через струны
- Растяжку
И вот примеры таких упражнений.
ТЕХНИКА (ТХ)
- Развитие выносливости пальцев левой руки
Это упражнение, в принципе, полезно играть всегда. И менять его нет необходимости. Единственное – можно корректировать количество тактов, отводимое под каждый из пальцев. Темп – максимальный.
- Развитие выносливости правой руки
За основу можно взять любую из гамм. Необходимо играть каждую ноту по четыре раза. Темп – максимальный минус 10-20УВМ на твое усмотрение.
- Развитие независимости пальцев
Здесь много вариантов. Важен нестандартный подход, упражнение должно быть сложноиграемым. За основу можно взять хроматическое упражнение из переменного штриха. Только поменять последовательность пальцев. Например, 3-1-4-2, затем перейти на следующую струну и т.д. Еще вариант: 2-1-3-2-4-3.
- Прыжки через струны
Конкретное упражнение, требует периодической замены.
- Растяжку
Хорошее упражнение, которого должно хватить надолго, не требует замены. Упражнение необходимо повторить два раза в той же позиции, каждый раз начиная струной ниже. Затем перенести первый палец на лад ниже (остальные остаются на местах) и сыграть все с начала. Затем перенести второй палец на лад ниже, затем третий и наконец, четвертый. В итоге вы придете к первоначальному виду упражнения, только находиться будете ладом ниже. Можно играть аккордами, а не каждую ноту в отдельности.
Еще хотелось бы сказать пару слов о разогреве. Мы будем использовать для этого очень полезную видеошколу от Lick Library и Дэнни Гилла. Называется она Guitar Aerobics. Существует три уровня (начальный, средний и продвинутый). Тебе нужно выбрать подходящий для себя. В русском переводя я пока ее не находил, но там все показано, что называется, на пальцах. В каждом из уровней есть три типа разминки. Десятиминутная, двадцатиминутная и тридцатиминутная. Выбор чего-то конкретного зависит от того, насколько много у тебя времени. В график я поставлю десятиминутную, ну а ты уже изменишь при необходимости. Некоторые упражнения из этих видеошкол можно выполнять и без гитары. Можно, например, разогреть руки перед выходом на сцену или при подходе к реп-точке. Вообще вариантов много, но ни в коем случае не исключай разогрев из графика – это худшее что ты можешь сделать, пытаясь увеличить свою скорость. Не разогревшись, как следует можно даже повредить связки и суставы и уже надолго выбиться из графика.
А теперь я расскажу о преимуществах такой системы тренировок. Чем же хорош мой подход? В первую очередь при всей своей многовариантности он предлагает единую комплексную систему тренировок, при которой твой график расписан по дням. Ты всегда знаешь, что тебе играть и с какой скоростью тебе это играть. Ты отслеживаешь свои результаты и видишь прогресс. Ты можешь подкорректировать каждый момент «под себя». Например, ты можешь выбрать другие значения процентов от максимальной скорости, если предложенные не приносят успеха. В конце концов, ты можешь добавить любую другую технику (экономичную, гибридную, фортепианную), если захочешь, выбрать для нее подтипы упражнений и внести их в график.
На этом все. В следующем уроке тебя ждет самое главное – то, ради чего были написаны предыдущие полторы тысячи слов :) Сам график, даже два – более простая (на час-полтора) и более сложная его версия (около двух часов ежедневно). Если остались какие-либо вопросы – задавай их на форуме. До встречи!