Главная / Я новичок! / История электрогитары
A+ R A-

История электрогитары

<< ПРЕДЫДУЩИЙ УРОК

 

Все началось более ста пятидесяти лет назад, когда Майкл Фарадей и Джозеф Генри независимо друг от друга по разные стороны океана открыли закон электромагнитной индукции. Кто знал, что это открытие так сильно повлияет на музыкальную индустрию двадцатого века? Пожалуй, никто, но факт остается фактом – время шло. И в один прекрасный миг гитаристы задумались о том, что их не очень хорошо слышно на фоне фортепиано, контрабаса и внушительных духовых секций в весьма распространенных в тот период джазовых командах.

Первые эксперименты по усилению звука гитары были произведены, по всей видимости Ллойдом Лоаром (Lloyd Loar), который занимался этой проблемой очень плотно в течение тридцатых годов прошлого века. Впоследствии его наработки усовершенствовал калифорнийский гитарист Джоржем Бьюшам (George Beauchamp).

Принцип действия магнитного звукоснимателя заключается в следующем. На постоянный магнит намотана катушка из проволоки. Вследствие колебаний струны (проводника) в магнитном поле, в катушке возникает ЭДС. В конце концов, такой звукосниматель, названный Single Coil’ом приладили к плоскому алюминиевому круглому корпусу с длинным грифом и пустили в продажу. В народе инструмент получил шутливое название – сковородка, из-за своего внешнего вида, напоминающего о данном предмете кухонной утвари больше, чем о музыкальном инструменте. Сковородки поступили на рынок в 1932-ом году, однако патент Бьюшаму удалось получить лишь в 1936-ом. Это дало многим фирмам возможность производить свои виды электрогитар в этот период.

Самое раннее задокументированное демонстрационное выступление с электрическим усилением звука электрогитары случилось в 1932-ом. Кто же первым перешел с акустической на электрогитару? Сейчас, пожалуй, этого уже не может сказать никто. Лес Пол утверждал, что начал свои эксперименты в этой области еще в начале 1920-х. Guitar Player официальным днем рождения электрического гитарного звука считает 22 февраля 1933-го. В этот день Noelani Hawaiian Orchestra записал около десяти песен с использованием стил-гитары.

29 августа 1934-го года свои первые записи сделал в Лос-Анджелесе оркестр Andy Iona And His Islanders, прославившийся впоследствии умением внедрять агрессивные гитарные партии в джазовую ткань. На стил-гитаре здесь играл Сэм Коки, наряду с Солом Хупи считавшийся лучшим гитаристом Западного побережья. Последний перешёл на «электричество» в том же 1934-го году, о чём свидетельствуют записи, произведенные им в лос-анжелесских студиях фирмы Brunswick Records 12 декабря. Месяц спустя Боб Данн из Milton Brown’s Musical Brownies использовал электрический гитарный звук уже в жанре вестерн-свинга.

Одним из тех, на кого игра Данна произвела неизгладимое впечатление, был Леон Маколифф (Leon McAuliffe), юный гитарист техасского оркестра Light Crust Doughboys, который в группе Боба Уиллса The Texas Playboys к 1935-му году уже играл жесткие риффы и сольные партии, соединявшиеся с традиционным звучанием духовых. Записанная оркестром кавер-версия композиции «Guitar Rag» Силвестра Уивера (она вышла под заголовком «Steel Guitar Rag») стала первым из многочисленных хитов группы, немало способствовав становлению электрогитары как основного инструмента оркестров Западного побережья.

Но чем дальше двигалась музыкальная звукоиндустрия, тем больше недостатков выявлялось в работе магнитного звукоснимателя, и одним из них был, несомненно, фон. Сингл улавливал любые наводки, что не могло радовать гитаристов. Вновь просвященные умы погрузились в размышления, и вновь электромагнитная индукция пришла им на помощь.

Humbucking Coil или просто хамбакер был придумана в 1935-ом году американской компанией Electro-Voice, основанной в Саут-Бенде Алом Каном (Al Kahn) и Лу Буррофсом (Lou Burroughs). Одной из первых фирм, применявшей хамбакеры, была Рикенбэкер. В 1953-м она предлагала гитары с двухкатушечными звукоснимателями, настроенными на шумоподавление, но вскоре, в 1954-м, проект был свёрнут из-за сильного искажения звука. Самым успешным ранним звукоснимателем типа хамбакер был так называемый «PAF», придуманный Сэтом лавером (Seth Lover), работником компании Gibson в 1955-ом году. Первой гитарой с существенным объёмом выпуска была Гибсон Лес Пол, оснащавшаяся двумя хамбакерами. Успех данной модели подтолкнул некоторые фирмы (включая Фендер, традиционно оснащавшую свои гитары синглами), на оборудование своих гитар хамбакерами.

С тех пор конструкция звукоснимателей не претерпела практически никаких изменений. И на современных электрогитарах устанавливаются звукосниматели, работающие по тому же принципу, по которому они работали более пятидесяти лет назад. Следует сказать, что эра цельнокорпусных гитар из дерева наступила лишь в пятидесятых годах. В начале пятидесятых руководство Gibson обратилось к Лес Полу с просьбой помочь создать гитару из цельного корпуса. Несколькими годами раньше на рынке появился еще один бренд – Fender. Основатель фирмы – Лео Фендер – американский изобретатель и инженер-радиоэлектроник внес неоценимый вклад в развитие электрогитары. В 1950-ом году Fender выпускает свою первую гитару под названием Fender Esquire. На основе нее в 1951-ом году выпускается Fender Broadcaster, после переименованная в Telecaster. В этом же году Fender выпускает первую в мире электрическую бас-гитару. Лео Фендер отказался от идея выпуска полуакустических гитар (гитар с резонирующим корпусом). И, наконец, в 1954-ом году Fender выпускает, ставший на сегодняшний день, легендарным,  Stratocaster.

 

Gibson же, как уже было сказано привлек к сотрудничеству Лес Пола. Было решено, что новая гитара Les Paul должна быть дорогим качественным инструментом в традициях Gibson. Хотя воспоминания дают разноречивые сведения относительно того, кто и какой вклад внёс в разработку Les Paul, эта гитара была далека от рыночной копии моделей Fender. С 1930-х годов компания Gibson предлагала электрогитары с полым корпусом, такие как ES-150. Эти модели, как минимум, послужили источником множества базовых элементов конструкции нового цельнокорпусного Les Paul, включая более традиционную изогнутую форму корпуса, чем у гитар конкурирующей компании Fender, и вклеенное соединение грифа с корпусом, в отличие фендеровского крепления на болтах.

Вклад Леса Пола в разработку его именной гитары остаётся спорным. Книга «50 лет Gibson Les Paul» сводит его вклад к двум пунктам: предложению трапециевидного струнодержателя и выбору цвета (Лес Пол предложил золотой, потому что «гитара будет выглядеть дорого», и чёрный, потому что «на черном фоне кажется, что пальцы движутся быстрее», и «выглядит стильно — как смокинг»).

 

Невозможно описать словами, сколь стремительным был дальнейший рост индустрии электрогитар. Да и нет смысла – этому вопросу можно посвятить целые тома. Их выпускалось все больше и больше, а цены все падали и падали. На данный момент в соответствующих магазинах и интернет-сайтах можно приобрести абсолютно любой инструмент и инструмент за абсолютно любые деньги. И имена тех гениев, благодаря которым мы обладаем такой возможностью, навеки вписаны в историю электрогитары!

 

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

СЛЕДУЮЩИЙ УРОК >>


Твитнуть

Login