Главная / Теория / Громкость
A+ R A-

Громкость

Автор: Сергей Кайбер

 

В цифровом звуке в понятие громкости сигнала включает в себя два элемента — пиковые уровни и значение RMS.

Теперь, рассмотрим эти два понятия подробнее.

Как многие, наверное, слышали или читали - в цифровом звуке громкость отсчитывается по шкале ниже 0db. Это является самой высокой точкой, позволяющей четко и без перегрузок  записывать и воспринимать сигнал.

Как мы видим, сигнал превышает допустимый уровень, что как следствие ведет к сильному его искажению.

 

Громкость любого цифрового сигнала не должна превышать отметки в 0db. В противном случае возникает такой «эффект» как клипирование, т.е. цифровая перегрузка сигнала на входе или  на выходе.

Рис 1. Клипирование. Сигнал выходит за рамки 0db

 

Клипирование - превышение сигналом уровня в 0 db. Чем выше будет искаженным,  тем больше вы рискуете испортить оборудование, которое воспроизводит этот звук.

Громкостью канала при многоканальной записи управляют регулятором громкости(volume), но есть такое понятие как мастер канал.

Мастер канал — канал, на котором представлена совокупная громкость  всех каналов, которые поступают на master.

Если у вас, например, имеется микс в 15 каналов и они поступают у вас на мастер канал, который их суммирует и воспроизводит их уже не как 15 отдельно звучащих дорожек, а как целый микс.

Важно знать, что в данном случае громкость всех дорожек суммируется. Поэтому даже если есть дорожки, которые не содержат нигде клипирования, то это не значит, что на мастер канале не произойдет перегрузки.

На многих аудио интерфейсах имеется идикатор уровней — зеленое значение означает оптимальное, как только индикатор начинает мерцать красным — значит в этот момент происходит клипирование сигнала. Это самая большая ошибка многих думать что если индикатор уровней при записи или воспроизведении горит красным — это хорошо.

На практике вместо  громкости вы получите искаженный кашеобразный сигнал.

Поэтому всегда на входе своего аудио интерфейса (или в секверносе) отрегулируйте пиковый уровень таким образом что бы не происходило клипирования.

 

Так за счет чего же достигается громкость, если нельзя на всю выкрутить уровни?-спросите вы.

Здесь  важно понимать разницу между актуальной громкостью, которую мы воспринимаем, и моментальной, т.е. пикового значения уровня — так как пиковый уровень в 0db еще не означает что трек действительно громкий.

Какая  разница между пиками и громкостью?

Как писалось выше - пиковый уровень цифровой записи измеряется в децибелах и представляет собой наивысшую отметку уровня (0 db)

Следовательно, пиковый уровень  не имеет такого большого значения по сравнению с громкостью, которую воспринимает наш слух. В этом и состоит различие.

Уровень актуальной громкости измеряется в RMS – среднеквадратичное значение. Это значение отражает плотность записи и дает информацию о громкости, которую воспринимает наш слух. И гораздо лучше влияет на восприятие громкости как таковой. Звук кажется тем громче, чем громе числовое значение RMS. Оно так же отражается в децибелах, но со знаком минус(например -5db),но пики могут превышать 0 db.

Максимальное значение RMS на записях составляет около -6db, более тихие записи имеют RMS около -16db или иногда доходит до -20db.Примером может служить классическая музыка.

Самым оптимальным является от -12db до  -10db

Громкость можно определить визуально по волновой форме — чем больше волновая форма похожа на «сосиску», тем громче звучит трек.

Рис. 2. Пример «гитарной сосиски»

 

Этот пример хорошо показывает, что максимальный пиковый уровень не всегда отражает действительную громкость сигнала. Не смотря на пики в -0.3db дорожка звучит достаточно громко.

 

Подытоживая все вышесказанное выделим главное:

1. Максимальный пиковый уровень при записи и воспроизведении не должен превышать 0 db

2. Фактическая, воспринимаемая нами, громкость зависит от  уровня RMS сигнала.


Login