Главная / Софт / Реверберация
A+ R A-

Реверберация

Автор: Сергей Кайбер

 

В этой статье речь пойдет об одном из самых, на мой взгляд, трудных и вызывающих много вопросов эффекте – реверберации. И я постараюсь дать ответы на большую их часть.

Реверберация – эффект появляющийся при воспроизведении звука в замкнутом пространстве с последующим его отражениями от поверхностей находящихся в пределах этого пространства. После чего звук постепенно ослабевает, и  поглощается стенами и воздухом.

Эффект становится более заметным при прекращении звучания источника звука, но при продолжении звучания его отражений. Затем амплитуда отражений постепенно ослабевает  и их уже нельзя будет услышать.

Длительность затухания отражений – время реверберации. Особое внимание этой величине уделяется при архитектурном проектировании концертных залов, в которых должно быть определённое время реверберации для получения желаемых результатов.

 

На приведенном ниже рисунке можно видеть графическое отображение реверберации.

Как видим - прежде всего идет прямой звук, после него начинаются ранние отражения(между которыми может быть промежуток, который называет пред-задержкой/пред-дилеем), и после ранних отражений идет реверберационный хвост, который и представляет собой звучащее отражение в огромном количестве расположенных очень близко друг от друга.

В качестве звукового эффекта реверберация предает звуку ощущение глубины, объема и пространства.

На характер отражений влияет АЧХ источника звука и материалы отделки помещения. Поэтому от различных он отражается по-разному.

Во время естественной реверберации происходят изменения в частотном спектре звука. Высокие частоты, по сравнению с низкими,  начинают затухать быстрей. Поэтому тембр отражённого звука отличается более мягким характером.

Говоря о реверберации следует сказать что с ее помощью можно так же создать эффект приближения и удаления источника звука. Для этого создается иллюзия изменения звукового плана, достичь который можно постепенным изменением уровня чистого и обработанного сигнала.

 

Реверберация, точнее приборы, создающие данный эффект - ревербераторы, делятся на типы. Здесь я постараюсь рассмотреть самые основные типы реверберации.

 

1. Hall (зал) – имитирует акустику концертного зала. Такая реверберация достаточно глубокая и с большим временем затухания. Интуитивно она «отдаляет» источник звука от слушателя.

2. Room (комната) – реверберация небольшого помещения. Этот тип реверберации подходит для использования с инструментами и вокалом в «камерной» атмосфере.

3. Live/Stage – имитация живого выступления на сцене.

4. Plate (пластина) – эмуляция листовой реверберации.

5. Spring (пружина) – имитирует пружинную реверберацию. Такой тип имеет звучание ретро характера и хорошо подходит для имитации винтажного звучания.

6. Chamber (эхо-камера) – имитация специальной эхо-камеры.

7. Reverse (реверс) – искусственная реверберация с инвертированной огибающей. Т.е. после плавного нарастания она резко обрывается.

Все вышеперечисленные типы реверберации являются наиболее распространёнными и часто встречающимися в VST-плагинах. Но существуют еще и другие типы, позволяющие сделать звучание не менее необычным.

 

Как и любой прибор обработки сигнала, ревербератор имеет определённый набор параметров, позволяющий более точно добиться желаемого результата. Отмечу, что название некоторых параметров у разных ревербераторов может отличаться, при этом назначение параметра не меняется. Здесь я приведу  базовые параметры, которые содержит подавляющее большинство ревербераторов:

1. Balance(Dry/Wet) – балансное соотношение сухого и обработанного сигнала.

2.Density – плотность ранних отражений. Характеризует геометрию имитируемого помещения.

3. Diffusion – характеризует «расплывчатость» реверберации. Иными словами этот параметр отвечает за ясность или наоборот – мутность звучания эффекта.

4.Early reflection – уровень ранних отражений, соотносящийся с отражающими качествами материалов помещения.

5. Feedback – уровень обратной связи.

6. High Cut –  обрезной фильтр НЧ

7. Low Cut-  обрезной фильтр ВЧ

8. High Damp/LPF – демпфирование ВЧ реверберации.

9. Low Damp/HPF - – демпфирование НЧ реверберации

10. Pre Delay – интервал между прямым звуком и его ранними отражениями

11. Rev.Send Level(Volume) – уровень реверберации

12. Size (Room,Hall,Height,Width,Depth) –объем имитируемого помещения.

13. Reverb.Time/Time – длительность реверберации.

 

Эти 13 параметров, по сути – базовый набор, присутствующий в большинстве ревербераторов. Это лишний раз подчеркивает сложность устройства, несмотря на его внешнюю простоту.

 

В заключении перечень платных и бесплатных ревербераторов:

 

Платные:

TC Mega Reverb

TC Native Reverb

Wizoo Verb W5

ArtsAcoustics Reverb

Ambience Reverb

Digilogue Blue Reverb

Timeworks Reverb 4080L

Wave Arts Masterverb

Anwida Reverb v1.1

Magix Variverb

Oxford Reverb

 

Бесплатные:

SynthGeek SG-UglyVerb

stw-audio Reflex

Reverbering Free

Novaflash Metaverb

Nag Ambience Free

TAL-Reverb II

TAL-Reverb III

Variety Of Sound EpicVerb

AriesCode AriesVerb

 

P.S. не забывайте так же про плагины встроенные в вашу DAW.


Login