Автор: Сергей Кайбер
В этой статье речь пойдет об одном из самых, на мой взгляд, трудных и вызывающих много вопросов эффекте – реверберации. И я постараюсь дать ответы на большую их часть.
Реверберация – эффект появляющийся при воспроизведении звука в замкнутом пространстве с последующим его отражениями от поверхностей находящихся в пределах этого пространства. После чего звук постепенно ослабевает, и поглощается стенами и воздухом.
Эффект становится более заметным при прекращении звучания источника звука, но при продолжении звучания его отражений. Затем амплитуда отражений постепенно ослабевает и их уже нельзя будет услышать.
Длительность затухания отражений – время реверберации. Особое внимание этой величине уделяется при архитектурном проектировании концертных залов, в которых должно быть определённое время реверберации для получения желаемых результатов.
На приведенном ниже рисунке можно видеть графическое отображение реверберации.
Как видим - прежде всего идет прямой звук, после него начинаются ранние отражения(между которыми может быть промежуток, который называет пред-задержкой/пред-дилеем), и после ранних отражений идет реверберационный хвост, который и представляет собой звучащее отражение в огромном количестве расположенных очень близко друг от друга.
В качестве звукового эффекта реверберация предает звуку ощущение глубины, объема и пространства.
На характер отражений влияет АЧХ источника звука и материалы отделки помещения. Поэтому от различных он отражается по-разному.
Во время естественной реверберации происходят изменения в частотном спектре звука. Высокие частоты, по сравнению с низкими, начинают затухать быстрей. Поэтому тембр отражённого звука отличается более мягким характером.
Говоря о реверберации следует сказать что с ее помощью можно так же создать эффект приближения и удаления источника звука. Для этого создается иллюзия изменения звукового плана, достичь который можно постепенным изменением уровня чистого и обработанного сигнала.
Реверберация, точнее приборы, создающие данный эффект - ревербераторы, делятся на типы. Здесь я постараюсь рассмотреть самые основные типы реверберации.
1. Hall (зал) – имитирует акустику концертного зала. Такая реверберация достаточно глубокая и с большим временем затухания. Интуитивно она «отдаляет» источник звука от слушателя.
2. Room (комната) – реверберация небольшого помещения. Этот тип реверберации подходит для использования с инструментами и вокалом в «камерной» атмосфере.
3. Live/Stage – имитация живого выступления на сцене.
4. Plate (пластина) – эмуляция листовой реверберации.
5. Spring (пружина) – имитирует пружинную реверберацию. Такой тип имеет звучание ретро характера и хорошо подходит для имитации винтажного звучания.
6. Chamber (эхо-камера) – имитация специальной эхо-камеры.
7. Reverse (реверс) – искусственная реверберация с инвертированной огибающей. Т.е. после плавного нарастания она резко обрывается.
Все вышеперечисленные типы реверберации являются наиболее распространёнными и часто встречающимися в VST-плагинах. Но существуют еще и другие типы, позволяющие сделать звучание не менее необычным.
Как и любой прибор обработки сигнала, ревербератор имеет определённый набор параметров, позволяющий более точно добиться желаемого результата. Отмечу, что название некоторых параметров у разных ревербераторов может отличаться, при этом назначение параметра не меняется. Здесь я приведу базовые параметры, которые содержит подавляющее большинство ревербераторов:
1. Balance(Dry/Wet) – балансное соотношение сухого и обработанного сигнала.
2.Density – плотность ранних отражений. Характеризует геометрию имитируемого помещения.
3. Diffusion – характеризует «расплывчатость» реверберации. Иными словами этот параметр отвечает за ясность или наоборот – мутность звучания эффекта.
4.Early reflection – уровень ранних отражений, соотносящийся с отражающими качествами материалов помещения.
5. Feedback – уровень обратной связи.
6. High Cut – обрезной фильтр НЧ
7. Low Cut- обрезной фильтр ВЧ
8. High Damp/LPF – демпфирование ВЧ реверберации.
9. Low Damp/HPF - – демпфирование НЧ реверберации
10. Pre Delay – интервал между прямым звуком и его ранними отражениями
11. Rev.Send Level(Volume) – уровень реверберации
12. Size (Room,Hall,Height,Width,Depth) –объем имитируемого помещения.
13. Reverb.Time/Time – длительность реверберации.
Эти 13 параметров, по сути – базовый набор, присутствующий в большинстве ревербераторов. Это лишний раз подчеркивает сложность устройства, несмотря на его внешнюю простоту.
В заключении перечень платных и бесплатных ревербераторов:
Платные:
TC Mega Reverb
TC Native Reverb
Wizoo Verb W5
ArtsAcoustics Reverb
Ambience Reverb
Digilogue Blue Reverb
Timeworks Reverb 4080L
Wave Arts Masterverb
Anwida Reverb v1.1
Magix Variverb
Oxford Reverb
Бесплатные:
SynthGeek SG-UglyVerb
stw-audio Reflex
Reverbering Free
Novaflash Metaverb
Nag Ambience Free
TAL-Reverb II
TAL-Reverb III
Variety Of Sound EpicVerb
AriesCode AriesVerb
P.S. не забывайте так же про плагины встроенные в вашу DAW.