Главная / Софт / Компрессор
A+ R A-

Компрессор

Автор: Сергей Кайбер

 

В предыдущей статье мной был рассмотрен такой часто встречающийся прибор, как эквалайзер. В этой статье речь пойдет о не менее важном, даже о более важном, устройствекомпрессоре. Простыми словами, компрессор представляет собой устройство используемое для коррекции динамического диапазона звукового сигнала.

 

Для того, чтобы было понятно, что он корректирует — обратите внимание на рис.1

 

Здесь  изображены две звуковые волны — одна не обработанная компрессором, другая уже обработанная. Красная линия показывает порог установленный в компрессоре. Как мы видим, тихие части до и после обработки никак не изменились, в свою очередь места где сигнал превышал порог компрессора произошло понижение сигнала.

 

Это был пример понижающей компрессии. Существует также и повышающая компрессия, которая способствует увеличению громкости звуков, которые находятся ниже определенного порога без изменения звуков, превышающих этот порог. Это способствует уменьшению отличия между тихими и громкими частями звукового сигнала в случаях, когда это необходимо.

Компрессор, как и любой другой прибор нужно применять очень осторожно. Так как он может просто убить всю динамку исполнения (будь то вокал или гитара). Но применяется он всегда, даже  в блюзе или джазе.

С помощью компрессора также можно добиться улучшение слышимости звуков в тех местах, где (например из-за перегруженного инструментами микса) страдает звучание его тихих частей. Тут, как и в случае с эквалайзером - «хорошая компрессия, это та которая незаметна простому слушателю, а звучание кажется естественным».

 

С теорией более-менее разобрались. Теперь перейдем к устройству компрессора. Компрессор устроен таким образом,что при превышении амплитуды сигнала определенного порога он уменьшает уровень этого сигнала.

 

Что бы понять, за что отвечают регуляторы компрессора, рассмотрим его параметры.

1. Threshold (порог/пороговый уровень) — определенное значение амплитуды сигнала при котором устройство начинает ослаблять сигнал. Измеряется в Дб.

2. Ratio (соотношение) — параметр определяющий интенсивность звукового сигнала. В случае установленного соотношения 2х1 если амплитуда превышает порог на 10дб, то компрессор ослабляет его уровень в два раза. Иными словами на выходе мы имеем сигнал ослабленный на 5дб.

3. Attack (атака) — период временного отрезка между превышением допустимого порогового значения и моментом срабатывания компрессора. Выражается в миллисекундах. Если мы установим атаку в 7 миллисекунд, то компрессор начнет понижать уровень сигнала спустя 7 миллисекунд после того как сигнал превысит установленное пороговое значение.

4. Release (восстановление) —  период временного отрезка между спадом входного сигнала ниже порогового значения и моментом, когда компрессор прекращает ослабление сигнала.

5. Knee (колено) — регулирует изгиб компрессии на допустимом значении порога. Скажу сразу, такой параметр есть не во всех компрессорах, и не всегда его применение является оправданным. Колено бывает либо жесткое либо мягкое. При мягком колене медленно увеличивается соотношение сжатия до достижения указанного значения. При жестком — быстро.

6. Make up/Gain — коррекция громкости на выходе.

 

Режимы компрессии. Есть всего два режима (новые пока еще не придумали) — это пиковый и rms.

1.Пиковая компрессия —   реакция пикового компрессора на уровень входного сигнала. С его помощью достигается более строгий контроль над пиковыми уровнями.

2.RMS-компрессия — при входном сигнале используется усредненное значение, что как следствие приводит к более мягкому сжатию.

 

Как и в случае с эквалайзерами компрессоры могут быть выполнены как в виде программных приложений, так и в виде «железа». Последний вариант лучше, но хороший компрессор стоит дорого, поэтому лучше пока довольствоваться софтом и копить на нормальный железный.

 

И напоследок рекомендации программных компрессоров:

 

Платные:

Nomad Factory CP2S

Softube FET

TRackS3 Black 76

TRackS3 White 2A

UAD LA-2A

Waves CLA-2A

Stillwell Rocket

Softube VC 76 (GuitarRig 4)

Бесплатные:

Vladg Sound Molot

King Tao Studio KT-C

jsAudio jsCompShaper

Sir Elliot Poorman's Compressor Series II

JB PC-2

Antress Modern СCompressor

Antress Modern Deathcore

 

Так же не забывайте про компрессоры встроенные в ваши DAW, их не просто так туда запихнули :)


Твитнуть

Login