Главная / Железо / Выбор микрофона
A+ R A-

Выбор микрофона

Автор: Сергей Кайбер

 

Думаю объяснять, что такое микрофон и зачем он нужен, не имеет смысла, так как это можно найти в википедии и других источниках. Чтобы не заниматься плагиатом и рерайтингом остановлюсь на основных моментах.

Начну с типов микрофонов, по принципу их действия. Сразу скажу, что не буду лезть в технические дебри, что бы избавить статью от большого количества непонятных слов.

 

Прежде всего, по принципу действия микрофоны делятся на динамические и конденсаторные.

Динамический микрофон по конструкции аналогичен динамику (от туда и его название), но с отличием в том, что вместо подачи напряжения на катушку динамика для создания звука, мы снимаем с этой катушки напряжение, создаваемое внешним источником звука (например, гитарой).

Конденсаторные микрофоны представляют собой конденсатор, одна из обкладок которого выполнена из эластичного материала, который при звуковых колебаниях изменяет емкость конденсатора. Если он заряжен, то изменение емкости приводит к изменению напряжения, которое является полезным сигналом с микрофона. Для работы такого микрофона требуется поляризующее напряжение в 48 вольт (в народе — фантомное питание).

 

Невольно возникает вопрос, «какой же тогда выбрать?» И ответ будет неожиданным — никакой, так как каждый имеет свои плюсы и минусы, и выбор в первую очередь зависит от того, что вы хотите от него. Поэтому ниже изложу все минусы и плюсы этих микрофонов.

 

Преимущества динамического микрофона:

- Высокая перегрузочная способность.

Это позволяет использовать микрофон для снятия громких источников звука (гитарного усилителя или ударных) без риска повредить его мембрану.

- Прочность конструкции

Динамические микрофоны гораздо меньше подвержены повреждениям в результате встрясок, падений, что делает их более надежными, в отличии от конденсаторных.

- Меньшая чувствительность делает микрофон менее подверженным к восприятию посторонних шумов  и менее чувствительными к возникновению обратной связи.

 

Помимо преимуществ, у таких микрофонов есть и свои недостатки:

- Звучание динамического микрофона значительно уступает конденсаторному в чистоте звучания

- Имеет меньший частотный диапазон

- Уступает конденсаторному в достоверности передачи тембра

 

Теперь рассмотрим преимущества конденсаторного микрофона:

- Широкий частотный диапазон

- Конструкция микрофонов позволяет делать миниатюрные модели, в то время как специфика динамического накладывает ограничения на размеры

- Обладают более прозрачным и чистым звучанием.

 

Но как и у динамических, у конденсаторных тоже есть свои недостатки:

- Потребность в дополнительном питании;

- Повышенная хрупкость конструкции микрофона;

Это, мне кажется, главный их недостаток. Так как однажды упав такой микрофон может полностью  выйти из строя.

- Чувствительность к температуре и влажности помещения.

 

Рассмотрев минусы и плюсы микрофонов — не спешите делать поспешные выводы. Так как далее расскажу вам о такой вещи, как диаграмма направленности.

Словосочетание, конечно, поначалу пугающее, но надеюсь, после того как я вам объясню вы не будете пугаться этого критерия.

Итак, диаграмма направленности показывает зависимость чувствительности микрофона к звуковому сигналу в зависимости от местоположения источника.

Что бы проще «врубиться в это» найдите у себя дома любой микрофон (можно караоке или обычный компьютерный за 100рублей). Теперь попробуйте включить его и поговорить в него с одного расстояния, но под разными углами. Вы непременно заметите, что если говорить в микрофон спереди, сзади или с боков, звук получается разный (даже по громкости). Это происходит из-за того, что ваш микрофон имеет определенную диаграмму направленности, а, следовательно, и разную чувствительность к звуку.

 

Всего существует 5 диаграмм направленности (по крайней мере, основных):

 

Первая, это круговая. Микрофон с такой направленностью одинаково воспринимает звук, идущий со всех сторон.

 

Второй тип (самый распространенный) — кардиоидная. Такой микрофон мало чувствителен к звуку идущему сзади, но чувствителен к звукам идущим спереди и немного с боков.

 

Третий — суперкардиоидная. Он имеет спереди более узкую зону захвата звука, чем микрофон с кардиоидной направленностью. При этом он частично захватывает звук, идущий сзади, но имеет две «мертвые зоны» по бокам.

 

Четвертый — гиперкардиоидная. Похож на суперкардиоидную, но отличается тем, что имеет сравнительно более узкую зону чувствительности спереди и более широкую сзади.

 

Пятый — двунаправленный (в народе -восьмерка). Это диаграмма направленности при которой сигнал одинаково хорошо воспринимается спереди и сзади, и так же имеет две «мертвые зоны» по бокам.

 

Что касается свойств направленностей, то:

Всенаправленные микрофоны:

1. Очень чувствительны к акустике помещения.

2. Хорошая акустическая изоляция обеспечивается только при малом расстоянии от источника звука, до микрофона.

3. Практически не усиливают НЧ

4. Имеют расширенный диапазон НЧ, что бывает полезно при записи некоторых инструментов

 

Однонаправленные микрофоны (кардиоида, суперкардиоида, гиперкардиоида):

1. Обеспечивает защиту от «плохой» акустики помещения.

2. Обеспечивает хорошую изоляцию, что содействует легкому разделению записанных треков

3. Обычно приводит к возникновению «эффекта близости»

4. Менее чувствительны к возникновению обратной связи

 

Двунаправленные (восьмерка):

1. Обеспечивает хорошую изоляцию, что содействует легкому разделению записанных треков

2. Подводят для записи стереосигнала.

 

Теперь постараюсь обобщить и конкретизировать вышесказанное, что бы было понимания, когда и какой микрофон покупать.

Всенаправленные микрофон целесообразно применять для записи в сильно заглушенном помещении, или, наоборот — в помещениях с хорошей акустикой. Так как такие микрофоны очень чувствительны к акустике помещения.

Однонаправленный желательно использовать при записи в помещении с большим количеством отражающих поверхностей или когда в помещении, где проводится запись, часто проникают посторонние шумы.

Двунаправленные можно применять при записи в заглушенном помещении.

Для записи гитар (как электро, так и акустики) дома лучше использовать однонаправленный микрофон. Это позволит предотвратить попадания на запись посторонних шумов, и сведет к минимуму влияние акустики помещения, которая не всегда хорошая.

 

Вроде бы разобрались, но какой предпочесть динамический или конденсаторный?

Динамические дешевы и достаточно надежны, они могут работать в областях высокого звукового давления, что для записи электрогитары с комбо усилителя является идеальным решением. В целом для записи электрогитары в стилях рок, панк, метал, блюз целесообразно использовать именно динамические микрофоны, что обусловлено особенностями стиля и звукового давления.

Что касается акустики, то динамические микрофоны здесь используются достаточно редко, так как он хуже конденсаторного передает объем звучания, и порядочно срезает ВЧ составляющую сигнала, из-за чего записанный звук кажется глухим и блеклым.

Но лучшим решением будет — иметь в наличии микрофоны обеих типов. Так как использование мультимикрофонной записи приводит к более качественному результату.

 

Советы при покупке:

1. Обратите внимание на частотный диапазон. Здесь как и в случае с мониторами, чем он шире — тем лучше. Стоит помнить, что у динамических микрофонов диапазон уже, чем у конденсаторных.

2. Обратите внимание на аттенюатор. На некоторых моделях конденсаторных микрофонов присутствует переключатель, который ослабляет уровень сигнала, и тем самым позволяет микрофону работать с более высоким уровнем звукового давления.

3. Обрезной фильтр, присутствующий на некоторых моделях конденсаторных микрофонов, который при включении обрезает НЧ(обычно ниже 70-100 Гц).

 

Так же скажу что деление микрофонов на типы предназначения для конкретных инструментов условно, и часто является не более чем рекламным ходом. Следовательно ничего не мешает записывать вокальным микрофоном электрогитару, и наоборот. Главное что бы микрофон подходил по типу, техническим характеристикам.

 

В заключение, как обычно:

Бюджетные конденсаторные:

 

Бюджетные динамические:

 

Конденсаторные, средней ценовой категории:

 

Динамические, средней ценовой категории:

 

Конденсаторные, высокой ценовой категории:

 

Динамические, высокой ценовой категории:


Твитнуть

Login