Автор: Сергей Кайбер
В первой статье ты познакомился с плагинами для анализа. Теперь разговор пойдет непосредственно о плагинах обработки. Первым будет эквалайзер.
Эквалайзер (с англ. - выравниватель) — устройство для изменения амплитудно-частотной характеристики сигнала.
Процесс обработки звукового сигнала эквалайзером называется эквализацией.
Эквалайзеры выпускаются как в виде железа, так и в виде программных приложений. Но каков не был бы вид — суть состоит в усилении или ослаблении частоты(группы частот) посредством применения различных типов фильтров.
Фильтр — прибор или программное приложение, для пропускания определенной полосы частот.
Всего существует два типа эквалайзеров:
1. Графический
2. Параметрический
Теперь подробнее о каждом.
Графический.
Он содержит определенное количество регулируемые по уровню частотных полос, каждая из которых характеризуется определенной рабочей частотой и фиксированной шириной полосы возле нее. Так же одинаковым для всех полос регулировкой уровня.
Количество полос у графических эквалайзеров может быть разным(производители тоже).
Иногда подобные эквалайзеры оснащаются анализатором, для более наглядного отображения процесса эквализации.
Параметрический.
Он имеет намного больше возможностей для изменения АЧХ сигнала, и каждая его полоса характеризуется тремя основными параметрами:
1. Frequency – центральная частота в герцах.
Теперь постараюсь разъяснить.
К примеру, мы имеем графический эквалайзер, на нем написаны определенные частоты под каждым из фейдеров (ползунков) .
Так вот, если мы регулируем какой либо из этих фейдеров над соответствующей частотой, то это не значит, что работа идет конкретно с этой частотой. На самом деле работа идет частотной полосой, у которой центральная частота это та полоса, которая указана в числовом значении в герцах.
Если графически представить себе, то как вырезает или поднимает частоту эквалайзер, то это можно изобразить в виде параболы, которая может быть как шире, так и уже. Но ни один эквалайзер не может просто линейно (одной линией) вырезать/поднять определенную частоту.
Поэтому если вы вырезаете какую либо частоту, то вы вырезаете ни одну частоту, а вырезаете частотную группу вокруг основной частоты.
У графических эквалайзеров ширина полосы всегда фиксирована, и одинакова для каждой полосы.
У параметрического эквалайзера можно ширину рабочей полосы изменять (т.е. делать ее шире или уже). И этот параметр называется Q.
Q (или же добротность) – ширина рабочей полосы вокруг центральной частоты. С ее помощью регулируется ширина рабочей полосы, а с помощью FreQ вы выбираете ту частоту, которую будете усиливать.
Для усиления или ослабления существует еще один параметр.
Gain – уровень усиления/ослабления выбранной полосы в децибелах.
Не трудно догадаться, что используя параметрический эквалайзер мы можем большей точностью подобрать необходимую частоту и гораздо точнее ее откорректировать.
Параметрические часто имеют дополнительные параметры полос — тип фильтра:
1. Low pass – пропускающий низкие частоты
2. Hi pass – пропускающий высокие частоты
3. Peak или Bell – пиковый / колоколообразный (параболический)
4. Low Shelf – НЧ полка/шельф
5. Hi Shelf – ВЧ полка/шельф
На примере простого эквалайзера рассмотрим все эти типы фильтров.
В качестве примера буду использовать встроенный в S1 эквалайзер - Pro-EQ
Перед вами обычный параметрический эквалайзер с функцией наглядного отображения и анализа.
Он уже очень удобно разбит по типу фильтров, Активация определенной полосы происходит при нажатии на индикатор рядом с сокращенным обозначением типа фильтра, или непосредственно в окне анализатора.
На первый взгляд может показаться, что такой эквалайзер очень сложный, и с ним не удобно работать — но как мы знаем «первое впечатление бывает часто обманчиво».
Разноцветная индикация делает невозможным случайно отредактировать другую полосу частот.
Конечно, главный плюс подобных эквалайзеров- это наглядность. т.е. Ты видишь что и где ты делаешь, но это не знает что можно совсем расслабиться и «отключить уши».
Так же часто встречаются параметрические эквалайзеры с заделом под железных собратьев. Внешний вид у них соответствующий. Выглядит он менее наглядно и работать вначале с ним очень проблематично — потому что мы не видим АЧХ.
А теперь рассмотрим графический эквалайзер.
Здесь у нас есть только фиксированные центральные частоты, для каждой из который ширина пропускания уже задана (но неизвестно какая — сюрприз). Поэтому мы не может значение 60Гц изменить на 70 Гц, как мы это можем сделать в параметрическом.
Но не все так плохо. Плюсом графического эквалайзера является что он в какой-то степени нагляднее. Мы можем изменять АЧХ и эти же регуляторы покажут нам ее в виде графика.
Мы видим — какие частоты усилены, какие наоборот ослаблены.
Но следует понимать, что подобным эквалайзером точно откорректировать АЧХ будет труднее, чем параметрическим.
В дальнейшем я рекомендовал бы пользоваться параметрическими эквалайзерами с функцией визуального отображения. Так будет и проще и нагляднее.
По поводу выбора — не имеет значения, платный или бесплатный, брендовый или нет. Не плагины не бывают хорошими ил плохими, просто есть те, с которыми (например, лично мне) удобнее работать.