Главная / Импровизация / Пентатоника
A+ R A-

Пентатоника

Как жизнь? Надеюсь, все отлично! В этом разделе ты начнешь изучать такую обширную тему, как импровизация. По этому поводу написано довольно большое количество книг и снято несколько видеошкол. К сожалению, как правило, тем, кто не слишком хорошо знаком с теорией музыки в них нелегко разобраться. Что ж в данном разделе я попытаюсь исправить этот недочет моих коллег :) Это ни в коем случае не значит, что мы обойдемся без теории музыки. Но постой, я уже чувствую, как ты хочешь закончить читать прямо на этом самом месте – теория музыки – вот, что пугает большинство начинающих гитаристов. Дело в том, что я буду параллельно создавать три раздела, которое неразрывно связаны друг с другом. В этом разделе ты будешь изучать импровизацию, а в разделах теория музыки и аппликатурное мышление – соответствующие темы. В каждом из трех разделов я буду постоянно давать сноски на два других, если речь будет заходить в соответствующее русло. Причем каждый из разделов будет начинаться с азов, и заканчиваться, по возможности, самыми вершинами знаний. Таким образом, у тебя не останется пробелов ни в теории музыки, ни в чем-либо еще и тебе всегда будет хватать знаний, для того чтобы начать изучать следующий урок, а если и не будет, то такие знания ты без труда сможешь найти по сноскам. В общем, подведя черту я хочу сказать, что все, что тебе необходимо для того, чтобы изучить гриф электрогитары, искусство импровизации и теорию музыки (в объеме необходимом гитаристу) уже есть на этом сайте (ну или будет в ближайшем будущем, когда я закончу то, что начал).

 

Теперь поговорим немного о самом факте импровизации. Ведь всегда есть несколько пунктов, освоив которые ты овладеешь всей темой в целом.  И для импровизации такими пунктами являются:

1). Значительный опыт игры. Нельзя просто так взять гитару и начать импровизировать, ничего не получится.

2). Багаж знаний, накопленный за все время твой гитарной практики. Всевозможные лики, так называемые «клише», пассажи, вертушки – все они используются во время импровизации, и чем больше ты их знаешь, тем твоя импровизации выглядит профессиональней.

3). Кроме всего прочего необходимо владеть так же… я бы назвал это различными микротехниками игры. Т.е. то, как именно ты можешь играть. Скачки через струны, октавная игра и т.д. От этого твоя игра становиться намного разнообразнее.

4). Чувство ритма – один из немаловажных показателей. Ты всегда должен знать, где ты находишься в данный момент (как бы странно это не звучало :) Ты должен знать, сколько еще тебе нот необходимо сыграть, и какой длительности должна быть каждая из них. С плохим чувством ритма не стоит мечтать о хорошей импровизации. К счастью оно, как и любой другой навык совершенствуется.

5). Знание теории музыки. Надеюсь, мне не придется пояснять, зачем. Сюда же включу и музыкальный слух – по той же причине.

 

Что ж, в этом разделе мы будем отрабатывать второй, третий и четвертый пункты. Пятый пункт будет рассматриваться, как в этом разделе, так и в разделе, посвященном теории музыки. А что касается первого пункта… тут я бессилен:) И начнем мы изучение этого раздела, конечно же, с пентатоники. Именно ее проще всего освоить новичку, что не отменяет ее функциональности и бесконечной глубины. Нет, пожалуй, такого стиля, в который не вписалась бы пентатоника – рок, метал, блюз, кантри, джаз, классика, прогрессив. В каждом из стилей она звучит по своему, со своим оттенком, создавая неповторимую атмосферу, присущую лишь ей. В пентатонике, вне всякого сомнения, написано и сыграно больше соляков, чем во всех остальных гаммах вместе взятых. Как я уже сказал ее несложно запомнить, однако совершенствовать пентатонику можно всю свою жизнь, открывая для себя все новые и новые ее стороны.

Но, к делу! Пентатоника представляет собой один из древнейших ладов, свойственный восточной музыке. Состоит она из пяти нот. Более подробную информацию ты можешь найти в соответствующем уроке раздела теория музыки. Ее ноты расположились на грифе следующим образом (на примере ЛЯ МИНОРНОЙ пентатоники):

 

Опять же, в соответствующем уроке раздела аппликатурное мышление на эту тему будет написано гораздо больше. В этом же уроке нас интересует, каким образом мы можем использовать пентатонику при игре, какие фразы на ее основе можем построить. Ведь, по сути, сама импровизация представляет собой не что иное, как весь наш опыт предыдущего обучения игре на гитаре, собранный воедино. Когда мы импровизируем – мы вспоминаем все те фразы, что когда-либо изучили, видоизменяем, объединяем их друг с другом и получаем нечто абсолютно новое. И потому чем больше фраз, пассажей, ликов, ритмических ходов и всего того, что можно сыграть на гитаре мы запомним, тем качественней будет наша импровизация. Впрочем – это именно то, что я описал чуть выше во втором, третьем и четвертом пунктах. И начнем мы с третьего пункта, итак микротехники…

 

ЧЕТЫРЕХНОТНЫЕ ХОДЫ

Огромное преимущество пентатоники заключается в том, что на грифе гитары ее ноты расположились по принципу «две ноты на струне». Это делает пентатонику необычайно удобной. Подумай сам. Во-первых, практически нет необходимости думать о штрихе, здесь нет трехнотных ходов на одной струне, сбивающих всю последовательность ударов медиатора. Во-вторых (и это следует из первого) ты можешь играть очень быстро, гораздо быстрее, чем при игре других гамм. Обрати внимание также, что в основном боксе пентатоники первая из каждой пары нот расположены на одном ладу. Это делает этот бокс вдвое удобней по отношению к остальным четырем. Тебе не нужно смещать указательный палец при игре – вот в чем преимущество! А теперь давай попробуем выделить возможные варианты последовательности из четырех нот, за основу возьмем МИ МИНОРНУЮ пентатонику.

 

Как видишь, таких вариантов не так уж и много, но они составляют основу – первое, с чего тебе следует начать. Без них тебе не обойтись ни при каких обстоятельствах. А если ты фанат стиля шред, то именно они будут составлять основу твоей импровизации. Кроме того, отняв от каждого из вариантов по одной ноте, мы получим всевозможные пентатонические комбинации их трех нот…

 

Само собой, со временем ты расширишь свой арсенал. Ведь выше я привел лишь простейшие паттерны из ступеней, следующих друг за другом. Ты можешь, к примеру, сыграть что-нибудь вроде этого:

 

ХРОМАТИЧЕСКИЕ СДВИГИ

Любой из приведенных выше (и из тех, что я не привел) паттернов может быть сдвинут хроматически несколько раз на определенное количество ладов. Примеры такой игры ты можешь найти, например у Закка Уайлда. Просто начни играть на несколько ладов ниже основного бокса пентатоники и затем, каждый раз смещаясь на один лад выше, вернись в него.

 

ДИАТОНИЧЕСКИЕ СДВИГИ

А вот кое-что поинтереснее. Здесь ты сдвигаешься вниз либо вверх по грифу, причем держишься в пределах гаммы, в данном случае пентатоники.  Впрочем, на примере это объяснить гораздо проще.

 

СКАЧКИ ЧЕРЕЗ СТРУНЫ

Старайся не ограничивать себя ничем. Скачки через струны – отличный способ разнообразить свою игру.

 

ИГРА ОКТАВАМИ

И еще одна микротехника – октавная игра. Ты зажимаешь две ноты, получая специфическое звучание, и двигаешь этот своего рода аккорд вниз либо вверх по грифу.

 

Надеюсь идея с «микротехниками» понятна. Их существует огромное количество, и мы еще вернемся к ним в одном из следующих уроков. А теперь давай перейдем ко второму пункту. Надеюсь, ты понимаешь, что не в моих силах дать тебе все возможные лики, вертушки и клише, что существуют в мире. Я могу лишь показать тебе их малую часть. Но знаешь, что – я дам тебе один совет. Возможно, ты уже слышал его не раз, но попытайся осознать всю его значительность для своей техники. ТЕБЕ НЕОБХОИМО ИГРАТЬ! Как можно больше! Учить композици великих гитристов! Джо Сатриани, Стива Вая, Эрика Клэптона, Ведроголового, Энди Джеймса, Марти Фридмана, Пола Гилберта, Майкла Энжело, Эрика Джонсона, Ван халена, Ингви Мальмстина, Стива Морса – список бесконечен. Именно в их композициях содержаться ВСЕ необходимые тебе лики. И крутость твоей импровизации будет напрямую зависеть от того, сколько ты их разучил.

 

ВЕРТУШКИ

В названии кроется весь смысл приведенных ниже паттернов. Они зациклены, и их можно повторять до бесконечности.

Вертушка 1. Вертушка из курса «РОК ИМПРОВИЗАЦИЯ» Попова. Обращай особое внимание на легато – это важная составляющая многих вертушек.

 

Вертушка 2. Из того же курса, немного более запутанная.

 

Вертушка 3. А об этой вертушке не знает, пожалуй, лишь тот, кто ни разу не держал в руках гитару.

 

Вертушка 4. Логическое развитие предыдущей вертушки.

 

Вертушка 5. И еще одна несложная вертушка, которая при небольшой доработке может превратиться в очень драйвовую вещь. Но об этом в следующем уроке.

 

КЛИШЕ

Довольно трудно отыскать авторов этих клише, настолько часто они используются. И это та причина, по которой тебе необходимо с ними познакомиться. Они – своего рода классика построения соло, без них, пожалуй, не обошелся ни один альбом таких групп, как AC/DC, Aerosmith, Kiss и иже с ними. По сути, грань между клише, вертушками и ликами очень размыта. Каждая вертушка и клише – это лик. Каждое клише может быть вертушкой, а каждый лик стать клише. А потому не стоит пытаться систематизировать у себя в голове все то, что я даю именно в таком, виде, в каком я это даю, важно видеть саму причину того, почему я даю это так, а не иначе.

Клише 1. Итак, несколько клише из книги «Соло гитара в стиле Хэви Метал».


 

Клише 2. Паттерн из той же книги, уверен, ты с ним знаком.

 

Клише 3. Здесь обрати внимание на сам факт взятия ноты на пятнадцатом ладу второй струны после бенда и на следующий за этим взятием еще один бенд.

 

Клише 4. То же самое можно повторить и струной выше.

 

Клише 5. Это клише играется в довольно быстром темпе. Его нередко можно встретить у Сатриани, например, в композиции The Extremist.

 

ЛИКИ

Здесь я приведу несколько отличных музыкальных решений с использованием пентатоники. Они немного сложнее, чем вертушки и не так известны, как клише, но именно такие пассажи (чаще всего придуманные именно тобой) придают индивидуальность твоей игре.

Лик 1. В поисках интересных ликов давай обратимся к видеошколе Дэнни Гила “50 Metal Killer Licks”.

 

Лик 2. Слегка видоизмененный вариант предыдущего лика.

 

Лик 3. Как и в предыдущих ликах, ты можешь дать нотам на двенадцатом ладу первой и второй струны прозвучать вместе. А можешь сыграть их отдельно.

 

Лик 4. Довольно интересная идея, постарайся довести ее до совершенства.

 

Лик 5. А вот то, о чем я говорил чуть выше. Здесь Дэнни Гилл решил прибегнуть к хроматическому сдвигу.

 

В этом уроке ты узнал довольно много, а главное понял (я надеюсь) каковы составляющие хорошей импровизации. А теперь попробуй применить все, о чем прочел выше на практике. Я нашел для тебя неплохую минусовку из видеошколы “Killer Rock & Metal Runs”. Это ФА ДИЕЗ минор, уверен, тебе понравится. В следующем уроке мы продолжим разговор о пентатонике. Разберем, каким образом можно обыграть пентатоникой тот или иной аккорд. Я покажу тебе еще несколько ликов и вертушек, а так же затрону пункт, о котором в этом уроке не было ни слова – чувство ритма… Удачной импровизации!

 

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

СЛЕДУЮЩИЙ УРОК >>


Твитнуть

Login