Главная / Музыкальная теория / Звук и его качества.
A+ R A-

Элементарная теория музыки. Звук и его качества.

Одним из важнейших качеств для любого музыканта (и гитарист не исключение) является знание теории музыки и умение применить ее на практике. В этом разделе, который состоит из семи уроков, мы пройдемся по основным пунктам элементарной теории музыки, погружаясь по мере необходимости в ее глубины и затрагивая смежные разделы. При составлении уроков я буду пользоваться следующими книгами: «Элементарная теория музыки (И.В. Способин) и «Элементарная теория музыки» (В Вахромеев), а так же некоторыми другими, о которых сообщу отдельно. Итак, начнем! И начнем мы, само собой, со звука.

 

ЗВУК

Мир полон звуков. Мы слышим их повсюду. Пение птиц, шум автомобилей, разговор – все это звуки и каждый из этих звуков можно рассматривать двояко. С одной стороны – звук это физическое явление, возникающее в результате вибрации какого-либо тела. С другой – ощущение, генерируемое мозгом в результате раздражения слухового органа. Многие звуки не могут служить музыкальным материалом, они не имеют ярко выраженной высоты и называются шумовыми. Разумеется, при желании для создания определенной атмосферы можно использовать и их, однако на одних таких звуках музыкальную композицию не построить. С другой стороны стоят музыкальные звуки – они организованны в определенную систему, сформированную в процессе многовекового развития музыкальной культуры.

Физический характер звука определяется тремя качествами: высота, громкость и тембр. Высота звука зависит от частоты звуковых колебаний. Чем чаще колебания, тем выше звук. Громкость зависит от силы колебательного движения (его амплитуды). Тембр, который также нередко называют окраской звука, зависит от состава этого звука.

Еще одной немаловажной характеристикой является длительность звука, она зависит от продолжительности колебаний источника звука.

 

Звуковая волна имеет сложную форму вследствие того, что колеблясь, тело преломляется в равных частях, которые в свою очередь производят собственные колебания. Эти колебания и являются причиной обертонов. Так, если бы струна воспроизводила лишь основной тон, то колебалась бы она следующим образом.

 

Однако этого не происходит, и в действительности струна, разделившись на равные части, воспроизводит так же дополнительные обертоны, которые и формируют тембр звука.

 

Если ты умеешь делать искусственный флажолет на гитаре, то знай, что в тот самый момент, когда ты касаешься большим пальцем струны – ты заглушаешь основной тон, оставляя звучать более высокие обертоны. Если принять за единицу число колебаний основного тона, то число обертонов выразится рядом чисел: 1 (основной тон), 2 (первый обертон – струна делиться на две части), 3 (второй обертон – струна делиться на три части), 4, 5, 6 ,7 ,8, 9 и т.д.

Такой ряд звуков называется натуральным звукорядом (потому что получается естественным путем). Если принять за основной тон звук ДО, то натуральным звукорядом будет: ДО, ДО (там, где струна делится пополам мы получаем тот же звук, что и при открытой струне, но октавой выше), СОЛЬ, ДО, МИ, СОЛЬ, ЛЯ БЕМОЛЬ и т.д.

 

Музыкальная система, положенная в основу современной музыки является рядом звуков, и каждый звук этой системы называется ступенью. Семи ступеням присвоены самостоятельные названия: ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ. Существует так же буквенное обозначение: С, D, E, F, G, A, B.

Есть небольшая путаница, в некоторых изданиях СИ БЕМОЛЬ обозначается, как B, а СИ, как Н. Это произошло из-за того, что в средние века основным звуком считался ЛЯ, который обозначался, как А, за ним шел СИ БЕМОЛЬ – В. Н же был добавлен позже. Следуя традициям, некоторые музыканты до сих пор используют данную систему, однако нет никаких объективных причин придерживаться ее, так как гораздо проще обозначить СИ, как В, а Н не использовать вовсе.

Каждая из описанных ступеней может быть повышена и понижена. Повышение на пол тона обозначается словом диез, понижение – словом бемоль. Так же есть повышение на тон, и понижение на тон – дубль диез и дубль бемоль соответственно. Повышение либо понижение звука называется альтерацией.

 

Вот как ноты расположились на грифе гитары. В уроке как изучить все ноты на грифе ты узнаешь относительно легкий способ запомнить это расположение.

 

Часть звукоряда, в которую входят все семь ступеней называется октавой. Октавой также называется расстояние между звуками одинаковых ступеней. На октавы можно разделить весь звукоряд. Их названия (на примере клавиатуры фортепиано) следующие.

 

Каждая октава делиться на 12 равных частей - полутонов. Такой музыкальный строй называется темперированным. Расстояние образованное двумя полутонами называется целым тоном. Ступени ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ извлекаются за фортепиано на белых клавишах. Однако, как ты наверняка знаешь, на фортепиано есть и черные клавиши. Они делят расстояние между теми ступенями, между которыми образуется целый тон на два полутона.

 

Как ты видишь, целый тон образуется между ДО и РЕ, между РЕ и МИ, между ФА и СОЛЬ, СОЛЬ и ЛЯ и между ЛЯ и СИ. Таким образом, нам необходимо пять дополнительных звуков, чтобы заполнить промежутки между основными ступенями. В итоге несложно подсчитать, что октава состоит из двенадцати звуков, расположенных на одинаковом расстоянии друг от друга.

Один и тот же звук может быть получен различными способами. Например, ФА ДИЕЗ и СОЛЬ БЕМОЛЬ. Такое явление – равенство ступеней, одинаковых по высоте, но различных по названию называется энгармонизмом.

 

Тона и полутона делятся на диатонические и хроматические. Диатоническим называется полутон, образующийся между двумя соседними ступенями звукоряда. Например: МИ - ФА, ФА – СОЛЬ БЕМОЛЬ. Хроматическим же называется полутон, образующийся между основной ступенью и ее повышением либо понижением, между повышенной ступенью и ее двойным повышением, пониженной ступенью и ее двойным понижением. Например, ФА – ФА ДИЕЗ, ФА ДИЕЗ – ФА ДУБЛЬ ДИЕЗ. С целыми тонами точно так же. Диатонический тон образуется между соседними ступенями, не важно, основные они или производные. Хроматический тон образуется между одной из ступней и ее производной, между двумя ступенями, производными от одной основной, либо между одной ступенью и другой, расположенной через одну ступень.

 

НОТНОЕ ПИСЬМО

Для обозначения звука принят овал, пустой или закрашенный. И в том случае, когда звук обозначили этим овалом – он называется нотой. Ноты пишутся на нотном стане (нотоносце)- системе из пяти горизонтальных линеек. Счет линий ведется снизу вверх. Часть нот размещается на линиях, а часть – между ними.

 

К нотоносцу могут быть также добавлены добавочные линии. Их число теоретически неограниченно, однако обычно больше пяти добавочных линий не ставится.

 

Ключ это знак, который рисуется на одной из линий нотного стана и дает ноте на этой линий название определенной ступени звукоряда. Ключей существует довольно много. Однако вряд ли тебе понадобиться больше двух.

Скрипичный ключ обозначает СОЛЬ первой октавы и ставится на второй линии нотного стана.

 

Басовый ключ (который будет полезен басистам) обозначает ФА малой октавы и ставится на четвертой линии нотного стана.

 

От ключа отсчитываются все остальные ноты, лежащие на линиях и между ними.

 

И для басового ключа.

 

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ НОТ

И последняя тема, которую мы затронем в этом уроке – длительность нот. Как уже было сказано, для обозначения нот применяется овал – пустой или закрашенный. К овалу может добавляться штиль. К закрашенному он добавляется всегда. К штилям могут добавляться хвосты.

 

В группе нот хвосты обычно сливаются в прямые линии.

 

Не закрашенный овал – наибольшая длительность – целая нота. Вдвое короче целой – половинная – не закрашенный овал со штилем без каких либо хвостов. Четвертная – закрашенный овал со штилем без хвостов – вдвое короче половинной. Восьмая, которая вдвое короче четвертной обозначается закрашенным овалом со штилем и одним хвостом. Тот же символ, но с двумя хостами – шестнадцатая. Остальные длительности образуются путем добавления хвостов к штилю. С тремя хвостами – тридцать вторая, с четырьмя – шестьдесят четвертая и т.д.

Таким образом, в целой ноте две половинных либо четыре четвертных, либо восемь восьмых, либо шестнадцать шестнадцатых и т.д. Есть также нота, обозначающая длительность вдвое длиннее целой. Называется она «брэвис», но я сомневаюсь, что она встретиться тебе когда-нибудь. Выглядит она вот так.

 

Подведем небольшой итог.

 

На этом урок подходит к концу, в противном случае у неподготовленного читателя может случиться коллапс мозга. Это самые основы музыки, однако, судя по тем сообщениям, что я получаю, они вызывают очень много вопросов. Постарайся вникнуть во все написанное, не надо пытаться переделать систему под себя. Она формировалась столетиями и представляет собой законченный и отработанный до совершенства способ работы со звуками. К следующему уроку ты должен научиться определять названия нот, взглянув на нотный стан в скрипичном и басовом ключе. А также легко ориентироваться в длительностях. Если есть какие либо замечания или предложения по улучшению урока, обязательно пиши их в комментариях. Так же ты можешь задать мне абсолютно любой вопрос, и я на него обязательно отвечу. В следующем уроке мы немного углубимся в нотное письмо и рассмотрим такую обширную тему, как интервалы. Удачи!


Твитнуть

Login