ЗАПИСЬ НА КОМПЬЮТЕР (VST, MIDI, СОФТ).

 

1) С чего начать?

 

Прежде всего, вам нужно определиться – а на кой черт оно вам надо? Причем этот вопрос нужно задать самому себе в самом прямом смысле слова, то есть решить – для чего вы собираетесь использовать компьютер, и уже исходя из этого запасаться соответствующим софтом. стоит отметить, что здесь я рассматриваю исключительно вопрос записи музыки (памятуя о способностях Nuendo в области мультимедиа). также стоит отметить, что не стоит путать процесс записи музыки и процесс редактирования аудио – это две совершенно разных вещи, и хотя всем известный Adobe Audition, а также Sound Forge, Wavelab, Audacity и иже с ними прекрасно подходят для работы с аудиоданными, они совершенно противопоказаны при записи музыки.

 

 

ну и совсем совсем маленькое примечание – касаемо термина "аудиосеквенсор". его я скорее всего сам придумал (хотя может и услышал где то, хрен его знает), за невозможностью перевести на человеческий русский язык слово DAW (Digital Audio Workstation) – а именно так называются все эти программы, о которых далее пойдет речь. но, как мне кажется, название "аудиосеквенсор" наиболее точно отражает суть DAW при этом не жертвуя краткостью и "вменяемостью" названия (ну не станете же вы называть Cubase цифровой аудио-рабочей станцией?)

 

Итак, поехали. в принципе все различные применения компьютеру можно условно разделить на две категории.

 

Первая категория – ну, условно назовем ее "любительской" записью. если вам не нужно высокое качество записей, если неохота разбираться с программами и если вы хотите просто иметь возможность что нибудь по быстрому накидать – то ваши потребности подпадают под первую категорию.

В данном случае этап записи будет состоять из двух частей (опускаем технические моменты вроде подключения гитары к компу).

Первый – подготовка фонограммы. Как бы я, медик и другие "сведущие" форумчане ни были против этого, стот признать, что всем знакомая GuitarPro будет пожалуй лучшим выбором для создания фонограмм людьми, не водящими и не желающими водить никаких знакомств с MIDI и VST. с одним "но" - надо скачать RSE. RSE конечно то еще говнище, но уж всяко лучше встроенного миди и дает более "человеческий" звук.

Второй этап "любительской" записи – наложение своей партии на фонограмму. делать это надо в другой программе. я очень рекомендую REAPER, однако тот же Adobe Audition (и любой другой аудиосеквенсор, например Nuendo, Cubase, Studio One, Sonar) для этой цели вполне подойдет. вы вольны сами выбирать с чем работать, но все же новичкам (и даже людям более опытным) я настоятельно рекомендую именно REAPER – ибо программа действительно стоящая, и в отличие от своих собратьев весит всего 6 мегабайт (для сравнения – Adobe Audition 3.0 – 230 мегабайт, все остальное за редким исключением – в том же районе). процесс наложения до безобразия прост – экспорт фонограммы из GuitarPro в wav и затем на одной дорожке фонограмма, на других дорожках – ваши партии. делая записи таким образом вы уже обучитесь азам многодорожечной записи, и в дальнейшем если вы захотите залезть поглубже в з...вукозапись – вам будет проще, так как база уже будет.

 

Вторая категория – ее можно условно назвать "профессиональной" записью. если вы хотите со временем (и при наличии терпения) добиться качества записей, близкого к студийному, если хотите окунуться в мир высококачественных синтезаторов и не менее высококачественных эффектов, если хотите узнать чем отличается компрессор от экспандера и готовы посвятить этому время, силы и траффик (и того, и другого, и третьего понадобится до хрена) – тогда вам сюда. но учтите – это долгая и трудная дорога, и я не шучу. мысли вроде "почему у меня звук такое дерьмо" будут посещать вас довольно часто, особенно на первых порах (меня они посещают все время – самокритика вещь очень нужная, и чем жестче тем лучше – главное не переборщить и не загнать себя ниже плинтуса).

Вообще данную категорию можно также условно поделить на две области.

Первая область – это работа исключительно с аудио. то есть – если вы хотите, положим, записать свою группу, свести все это и сделать демо записи. или если вы просто хотите что нибудь спеть под аккомпанимент своей верной гитары. или даже просто записать какую нибудь исключительно гитарную композицию. в принципе в домашней записи такой сценарий бывает КРАЙНЕ редко, так как как правило у "диванных" (и даже не очень диванных) гитаристов нет возможности записать ударную партию, а порубить мясо под полностью укомплектованую ритм-секцию таки хочется (да и удобнее оно так) – так что рано или поздно дело доходит до синтеза.

Вторая область – работа с аудио и MIDI. ну, что тут сказать – это моя территория. если вы хотите сами делать себе фонограммы с ударными, басом и любыми другими инструментами, которые вы не имеете возможности записать – пожалуйста, нет практически ничего невозможного, современные программные синтезаторы творят чудеса.

Как ни странно, процесс "профессиональной" записи с логической точки зрения ничем не отличается от "любительской" - то есть также сначала готовится фонограмма, а потом делается запись. с той лишь разницей, что фонограмма готовится в аудиосеквенсоре (если только заикнетесь, что пишете партии в GuitarPro и экспортируете их в аудиосеквенсор – пристрелю) и во многих случаях там же и сводится и даже мастерится. как никак современные аудиосеквенсоры – довольно продвинутые куски софта и при наличии нужных плагинов в нужных руках могут все, что только можно себе представить.

Какой софт можно порекомендовать?. Тут уж на ваше усмотрение, при одном условии. если вы планируете использовать MIDI – к Adobe Audition лучше даже не прикасаться. а так – я могу порекомендовать все тот же REAPER. людям, уже знакомым с другими программами подобного класса предлагаю продолжать использовать то же, что они привыкли использовать, но и не забывать посматривать по сторонам. список программ в принципе достаточно большой – от таких знаменитостей как Cubase, Nuendo, Sonar, Samplitude, SAW Studio, Sequoia, Ableton Live, и до новичков Studio One, REAPER, Energy XT – и это только то, что плавает на поверхности памяти, наверняка если покопаться еще вспомню. ну а для редактирования непосредственно аудио мне всегда хватало Sound Forge, можно для этой цели использовать и Audition, и какой нибудь GoldWave или WaveLab или даже Audacity (хотя лично я не сторонник философии "пусть и дерьмо зато с открытым исходным кодом") – кому как хочется. Очень хорошим выбором стал бы бесплатный Wavosaur.

 

А теперь, предлагаю вашему вниманию несколько заповедей, выведенные мной на основе собственного опыта.

Примечание: если вы уже привыкли к чему то – не надо бросаться переучиваться только потому что я так сказал – подумайте, а оно вам надо? это просто советы новичкам по избежанию ошибок, которые в свое время совершил я (и/или другие люди).

 

Заповедь номер 1: НИКОГДА не используйте русификаторы!

Попробую обьяснить почему. Вот представьте, что вы решили задать мне вопрос по программе REAPER или любой другой софтине. мы будем говорить на разных языках, поскольку ни вы мне не сможете обьяснить куда вы жмете (поскольку у меня все менюшки называются по другому, откуда я знаю что там переводчик напереводил), ни я вам не смогу обьяснить куда тыкать (по той же причине). если не дружите с английским – так заводите дружбу, 21-й век на дворе мать вашу! К тому же общение с этими программами требует не столько знания собственно языка, сколько знания значения отдельных слов – а уж это то намного проще чем учить язык. плюс, нередко бывает, что русификатор, являясь несанкицонированным аддоном, добавляет своих глюков к программе. поэтому используйте только оригиналы.

 

Заповедь номер 2: Не используйте GuitarPro как MIDI-редактор!

Просто потому, что эта программа таки не является MIDI-редактором, а является редактором табулатур, пусть и достаточно продвинутым. при экспорте MIDI из GuitarPro любой инструмент – будь то ударные или бас, будут звучать топорно и механически на ЛЮБОМ, даже самом лучшем синтезаторе. используйте встроеные средства редактирования MIDI в аудиосеквенсорах, в конце концов именно для этого они и предназначены.

 

Заповедь номер 3: Держитесь подальше от FL Studio!

Не поймите меня неправильно – FL Studio замечательная программа с охеренно простым (в смысле освоения) и не менее охеренно удобным MIDI-редактором, и для той музыки, под которую она заточена, она является едва ли не лучшим возможным выбором. проблема только в том, что заточена она под электронику, хип-хоп и другие "неживые" жанры музыки. соответственно, новичок, "купившись" на простоту программы, затем оказывается в рамках ее ограничений, и вынужден использовать кучу сторонних программ для того, чтобы восполнить недостаток функционала в FL Studio. самая главная проблема этой программы – это совершенное отсутствие вменяемой работы с аудио – а ведь гитарная музыка это прежде всего живой звук! Так не лучше ли сразу использовать нормальный аудиосеквенсор, чем писать партии ударных в одной программе, гитару в другой а сводить все в третьей?

 

Заповедь номер 4: Держитесь подальше от Adobe Audition и Audacity!

Да, несмотря на то, что я неоднократно советовал эти программы в данном факе, я все же по большей части против их использования, за исключением случая, когда вы работаете ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО со звуком и за много километров обходите MIDI. AA и Аудасити – это многодорожечные аудиоредакторы, и ни для чего, кроме аудио они не годятся. конечно, гвоздь микроскопом забить таки можно, но зачем, когда для этого есть молоток?

 

Заповедь номер 5: Держитесь подальше от Digidesign!

RTAS – закрытая платформа, а Pro Tools не поддерживает VST. конечно, есть адаптер с VST на RTAS, конечно многие серьезные плагины имеют RTAS-версии, но все равно я бы крайне не рекомендовал связываться с этим стандартом и с фирмой Digidesign.

 

Заповедь номер 6: Держитесь подальше от Reason!

та же причина, что и у RTAS – закрытая платформа, отсутствие поддержки VST, пусть и на другой чаше весов вполне себе годные синтезаторы и весьма удобный интерфейс.

 

Заповедь номер 7: Держитесь подальше от продукции Sony!

Данная заповедь не касается Sound Forge. однако все что касается ACID (программа, заточеная для работы с лупами (повторяющимися кусками)), Vegas (нечто вроде гибрида Adobe Premiere и Nuendo), Audio Studio (нечто вроде аудишена только с полным отсутствием поддержки MIDI) - забудьте, не стоит оно того. все это – чрезвычайно узкоспециализированные программы.

 

Заповедь номер 8: Избегайте кириллицы!

Не забывайте, что вы имеете дело с софтом, который написан, оттестирован и используется в либо англоговорящих странах, либо в странах с латинским алфавитом. И хотя на дворе уже вторая декада 21-го века, многие программы до сих пор не умеют работать с кириллицей. Поэтому во избежание всякого рода проблем воздержитесь от использования кириллицы.

 

Далее, вам понадобится как минимум стандартный набор эффектов, а приверженцам "профессиональной" записи также пригодится хотя бы минимальный набор виртуальных инструментов. Подробнее об этом здесь.

 

Внимание!

Один из часто задаваемых вопросов - как "подружить" Guitar Rig (Ampliube/Revalver/что угодно) с аудиосеквенсором. Ответ на него звучит следующим образом: в аудиосеквенсоре вам придется использовать VST-версии этих программ (то есть те, которые запускаются внутри аудиосеквенсора в качестве плагинов). Не нужно пытаться запускать самостоятельные версии этих программ.

 

2) Так все таки, с чего начать то?

 

Ну, с софтом более-менее разобрались, теперь осталось самое главное – подключить гитару к компьютеру. Собственно, варианта есть два – либо прямое подключение, либо снятие комбика микрофоном. С технической точки зрения эти процессы имеют довольно сильные различия, но с логической это одно и то же – доставка звука гитары в компьютер.

В любом случае для получения вменяемого звука вам понадобится вменяемая звуковая карта (а в случае снятия комбика – еще и вменяемый комбик, вменяемый микрофон, вменяемая комната и, в большинстве случаев, вменяемые соседи).

В общем случае звуковые карты могут быть трех видов – встроеные в материнскую плату (реалтек, виа, нвидиа, интел), PCI (как бы не совсем встроеные, но и не то чтобы внешние) и внешние (чаще всего подключающиеся по USB или Firewire).

 

По поводу вашего способа подключения поищите темы на форуме, их миллион, но в в любом случае нужно внимательно прочитать статью про ASIO.

После этого звук у вас должен начать работать, и вы можете смело приступать к записи следующего Черного Альбома (дабы вас начали обвинять в уходе от труЪ треша в нетруЪ коммерцию).

 

3) Что такое MIDI?

 

В общем случае MIDI – это "язык" общения музыкального оборудования между собой, но применительно к аудиозаписи MIDI – это набор сигналов, управляющий синтезаторами или любыми другими параметрами (при условии поддержки управления параметрами по MIDI).

Да, MIDI – это НЕ звук, это набор сигналов а-ля "нажать ноту ля, снять ноту соль" итд. Соответственно, сам по себе MIDI звучать не может (несмотря на то, что GuitarPro звучит сам по себе, на самом деле он просто автоматически подставляет стандартные инструменты к дорожкам, чтобы те звучали). Соответственно, MIDI будет звучать тем, что вы на него навесите – если навесите барабаны – будет барабанить, навесите скрипки – будет скрипеть итд. Соответственно, попытка использования MIDI без наличия хотя бы одного VSTi (VST-инструмента) в аудиосеквенсоре – признак дурачины, а вопрос "почему миди-дорожка не звучит" будет караться баном на десять лет.

 

Примечание:

REAPER часто обновляется и работает даже после истечения триального срока (как WinRAR). Для полноценной работы в REAPER лицензия не обязательна. Так что НЕ ХОДИТЕ КАЧАТЬ REAPER С ТОРРЕНТОВ!! Юзайте официальный сайт.

 

Автор: Burillo (http://forum.gitarizm.ru, http://guitarcity.ru)  

 
ПОНРАВИЛСЯ УРОК - НАЖМИ   

Понравился урок - нажми



Выбери урок

Твоя гитара

Fender - 7.5%
Gibson - 3%
Jackson - 7.5%
Ibanez - 13.4%
Yamaha - 6%
B.C.RICH - 1.5%
WASHBURN - 1.5%
Другой бренд - 47.8%
Сам сделал - 4.5%
А зачем она мне? - 7.5%

Кто ON-LINE

Сейчас 465 гостей онлайн