A+ R A-

Гаммы

<< ПРЕДЫДУЩИЙ УРОК

 

Настало время для самого объемного и, по всей видимости, самого сложного урока в части аппликатурное мышление – гаммы. От того, насколько хорошо ты усвоишь полученные из этого урока знания, напрямую зависит то, насколько хорошим гитаристом ты станешь.

Начнем сначала. Ты наверняка знаком с семью грегорианскими ладами: ионийским, дорийским, фригийским, лидийским, миксолидийским, эолийским и локрийским. Если нет, то обратись к соответствующему уроку. По своей структуре ионийский лад идентичен натуральному мажору. Его мы и примем за основу. Каждый из шести производных ладов строится на определенной ступени ионийского лада.

 

Дорийский – на второй ступени ионийского.

Фригийский – на третьей ступени ионийского.

Лидийский – на четвертой ступени ионийского.

Миксолидийский – на пятой ступени ионийского.

Эолийский (натуральный минор) – на шестой ступени ионийского.

Локрийский – на седьмой ступени ионийского.

 

Это открывает перед нами потрясающие возможности, ведь для того, чтобы импровизировать в любом из семи ладов мы можем использовать одну и ту же аппликатурную сетку. Взгляни на рисунок: вот эта сетка. Я обозначил соответствующим словом те точки, которыми начинается каждый из ладов.

 

Я всматривался в эту сетку часами, запоминая расположение нот, отыскивая закономерности. Первое, что, безусловно, бросается в глаза, это легкоузнаваемый прямоугольник, образованный четырьмя ступенями – 7, 1, 3 и 4.

 

Этот прямоугольник повторяется в нескольких местах грифа, и, само собой, состоит из тех же самых ступеней, расположенных в таком же порядке. 7-1-3-4 – запомни эту последовательность. Что она дает? Все очень просто! Фактически ты знаешь, где расположены тоники четырех ладов в пределах данной аппликатурной сетки. С седьмой ступени начинается локрийский, с первой ионийский, с третьей фригийский и с четвертой лидийский.

 

Остальные ступени, как ты понимаешь высчитать несложно. Перед седьмой ступенью расположена шестая – тоника эолийского лада, который идентичен натуральному минору. Справа от первой и перед третьей лежит вторая ступень – дорийская тоника. И, наконец, после четвертой ступени находится пятая, та, с которой начинается миксолидийский мажор.

 

Пройдет немало времени, прежде чем ты сможешь мгновенно и  безошибочно определять номер ступени и название лада, который с этой ступени начинается. Еще больше времени тебе понадобится на то, чтобы научиться видеть функцию той или иной ступени в данном ладу. Однако после упорных тренировок ты поймешь, что усилия не потрачены впустую. Кстати, изображенный выше ДО ионийский лад не содержит ни диезов ни бемолей и потому его тебе необходимо выучить в первую очередь. Так ты гораздо быстрее запомнишь названия всех «чистых» нот на грифе. А там и до диезов с бемолями недалеко.

 

Если разделить все сетку на пять отдельных частей, то получатся следующие боксы. Проще всего ассоциировать каждый бокс с соответствующим ладом (ладами). В первом случае – миксолидийским. Затем эолийским. Третий бокс подходит как для локрийского, так и для ионийского лада и т.д.

 

А вот все семь гамм, расположенные по принципу три ноты на струне. Первый бокс – фригийский – изображен с открытыми струнами, но как ты понимаешь, его можно перенести в любую часть грифа. Эти боксы очень удобны при игре легато, потому что позволяют с легкостью играть скоростные триольные легатные пассажи тремя пальцами. Обязательно возьми их на вооружение. Ориентировка здесь та же – четыре ступени - 7-1-3-4.

 

Если из ионийского лада удалить четвертую и седьмую ступени, то получится мажорная пентатоника. На рисунке снизу я отметил удаленные ступени белыми точками. Кроме того, я отметил черной точкой не тонику мажорной пентатоники в пределах аппликатурной сетки ДО ионийского лада, а тонику минорной пентатоники, которая расположена терцией ниже.

 

Также я обозначил красной точкой, так называемую блюзовую ноту. В итоге мы имеем шестиступенный блюзовый звукоряд с тоникой на ноте ЛЯ, который очень легко трансформируется в пентатонику простым удалением из него блюзовой ноты. Заметь, что для минорной пентатоники четвертая и седьмая ступени, удаленные из мажора являются соответственно второй и шестой в миноре.

 

Еще более интересен тот факт, что удалив из любого из миноров (не только натурального, а так же фригийского и дорийского) те же вторую и шестую ступени мы все равно придем к минорной пентатонике.

 

Следовательно, можно провести и обратную операцию – добавлять в пентатонику разные ступени, чтобы придать ей атмосферу того или иного лада. Всего таких ступеней четыре, ты видишь их на рисунке: четыре светло-красные точки в голубом прямоугольнике. Разумеется, этот прямоугольник повторяется на протяжении всего грифа. Где? Уверен ты и сам сможешь найти. О том, какое настроение создает каждая из этих ступеней, ты можешь прочесть в этом уроке.

 

Давай, разделим пентатонику с блюзовой нотой на пять боксов. На этот раз обойдемся без боксов «по три ноты на струне», так в этом случае они не имеют смысла (для игры теппингом ориентируйся по полной аппликатурной сетке). Я думаю, не стоит лишний раз говорить, что те же самые боксы, только без красной точки используются для игры в чистой пентатонике (как в мажорной, так и в минорной, хотя в данном случая черной точкой отмечена тоника минорной пентатоники).

 

Обрати внимание! Не меняя аппликатурной сетки, ты можешь играть в огромном количестве гамм. В данном случае это и ДО мажор и ЛЯ минор, ЛЯ минорная пентатоника, ЛЯ блюзовая гамма, ДО мажорная пентатоника, ДО блюзовый мажор, МИ фригийский минор, ФА лидийский мажор, СОЛЬ миксолидийский мажор, РЕ дорийский минор... Все зависит от того что ты принимаешь за тонику и какими нотами оперируешь. Но это еще не все!

 

Перед тобой ионийский мажор с повышенной пятой ступенью (белой точкой обозначена повышаемая ступень в исходном мажоре, оранжевой – повышенная в полученном). Никогда не слышал о таком? Пора это упущение исправлять. Это гамма ценна для нас как минимум по двум причинам. Во-первых, на ее шестой ступени строится гармонический минор – великолепная гамма с потрясающей восточной атмосферой. Во-вторых, на ее третьей ступени строится так называемый фригийский мажор – еще одно крайне выразительное средство для создания экзотических пейзажей.

 

Кроме того никто не мешает тебе использовать и остальные гаммы, которые можно построить на ступенях ионийского мажора с повышенной пятой ступенью. В первую очередь это, конечно же, этот самый мажор. Сыграв его от второй ступени, ты получишь дорийский лад с повышенной четвертой ступенью. От третьей ступени, как уже сказано – фригийский мажор (фригийский лад с повышенной третьей ступенью). От четвертой ступени строится лидийский с повышенной второй. От пятой ступени (той самой, которая повышена) – альтерированная гамма (которую иногда называют джазовой гаммой или супер локрийским ладом) с пониженной седьмой ступенью. От шестой ступени – гармонический минор. И локрийский лад с повышенной шестой – от седьмой ступени.

 

Все эти гаммы являются крайне редким явлением в современной музыке (если не брать в расчет джаз и прогрессив метал). У тебя есть шанс войти в историю, как популяризатор одной из них, или целого спектра гемиольных и миксодиатонических ладов :)

 

Обозначив черной точкой ноту ЛЯ – тонику гармонического ЛЯ минора получим следующую картину. Спектр использования гармонического минора простирается от классической музыки до композиций а-ля Ингви Мальмстин в стиле нео-классик метал.

 

Теперь разделим аппликатурную сетку на пять боксов. Едва заметными белыми точками я обозначил ноты, принадлежащие другим боксам. Они дублируют уже имеющиеся в данном боксе ноты. Тем не менее, тебе может быть удобно играть именно их, а не те ноты, что я расположил в боксе, как ноты «по умолчанию». Главное – когда будешь упражняться, не надо играть одну и ту же ноту дважды.

 

И не забывай про аппликатуры, расположенные по принципу «три ноты на струне». Таких аппликатур в семиступенных ладах семь.

 

Помимо гармонического минора существует так же и гармонический мажор. Гармонический мажор можно получить, понизив в ионийском ладу шестую ступень. Как видишь, мы пришли все к той же «гармонической» ноте, что и в гармоническом миноре. Только теперь из первоначальной аппликатурной сетки удалена не нота СОЛЬ, а нота ЛЯ. Гармонический мажор НЕ строится ни на одной из ступеней гармонического минора!

 

На ступенях гармонического мажора можно построить следующие лады. На второй ступени – дорийский с пятой пониженной. На третьей – фригийский с четвертой пониженной. На четвертой – лидийский с третьей пониженной. На пятой так называемый доминантовый лад со второй пониженной. На шестой – увеличенный лидийский со второй повышенной. И на седьмой – локрийский с седьмой пониженной. Надо сказать, что я немного неверно называю альтерированные ступени. Например, в последнем случае было бы правильнее сказать локрийский с дважды пониженной. Но это все вопросы теории, просто ориентируйся на название лада и его исходную формулу, и изменяй ту ступень, который я указал в ту сторону, в которую я указал. Надеюсь, ты сможешь, глядя на сетку построить пять стандартных боксов и семь боксов «по три ноты на струне»? В любом случае, пора учиться, в следующем уроке я приведу правильные боксы для гармонического мажора и мелодического минора, а ты проверишь себя.

 

Рассмотрим еще две «классические» гаммы и те лады, что можно построить на их ступенях: мелодический минор и мелодический мажор. Начнем с минора. Мелодический минор можно получить, повысив в натуральном шестую и седьмую ступени. В результате мы получим следующую аппликатурную сетку. Все та же «гармоническая» нота и шестая повышенная ступень, обозначенная зеленой точкой (назовем ее "мелодической" нотой).

 

При нисходящем движении мелодический минор, как правило, заменяют натуральным, который звучит в этом случае более естественно, но это «как правило» :) Какие же гаммы можно построить на ступенях мелодического минора? На второй ступени – дорийский с пониженной второй. На третьей – увеличенный лидийский (в нем повышена квинта, в результате чего в основу лада ложится увеличенное трезвучие). На четвертой ступени мелодического мажора мы видим лидийский лад с пониженной седьмой ступенью (в кругу джазменов известный также как лидийский доминантовый). На пятой ступени лежит мелодический мажор (о нем мы еще поговорим). На шестой – локрийский со второй повышенной ступенью (известный так же как полулокрийский). И на седьмой – суперлокрийский.

 

Что касается мелодического мажора, то он отличается от натурального пониженными шестой и седьмой ступенями, которые при восходящем движении, как правило, дезальтерируются. Но, разумеется, поскольку он строится на пятой ступени мелодического минора, то при игре ты вполне можешь пользоваться одними боксами и для игры в мелодическом миноре и для игры в мелодическом мажоре. Я постарался объединить все то, о чем мы говорил в данном уроке в одну картинку. Надеюсь, здесь все понятно.

 

Это урок получился очень объемным. Уверен, у тебя будет над чем подумать. В следующем уроке мы разберем несколько более экзотических гамм, таких, как неаполитанский минор, венгерский минор и др. Также в следующем уроке ты будешь отрабатывать свои навыки владения разобранной здесь аппликатурной сеткой (пока без смены тональностей). До встречи в следующем уроке!

 

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

СЛЕДУЮЩИЙ УРОК >>


Твитнуть

Login