A+ R A-

Интервалы

<< ПРЕДЫДУЩИЙ УРОК

 

Привет! В прошлом уроке ты познакомился с несколькими методами запоминания нот на грифе. Со временем ты сможешь без труда определять не только название ноты, но и ее функцию в конкретном ладу. На данном этапе для тебя очень важно прочувствовать предыдущий урок, понять, какие закономерности можно отыскать, вглядевшись в хроматический звукоряд, расположившийся на гитарном грифе. В данном уроке речь пойдет об интервалах. Мы коснемся минимума музыкальной теории. Основной ее объем разбирается в соответствующем уроке.

И в первую очередь мы рассмотрим октаву. Все интервалы я буду откладывать вверх, если иное не обговорено отдельно. Я уверен, что каждый мало-мальски владеющий инструментом гитарист представляет, как октавы расположились на грифе. Октавы это самый простой, самый доступный и самый начальный уровень визуализации грифа. Поэтому, я не буду долго останавливаться на них. Единственное, что я могу подсказать это быстрый способ определения названия ноты (который ты также можешь использовать для запоминания названия всех нот). Все что тебе нужно это выучить названия нот на пятой и шестой струне. Далее ты просто откладываешь от ноты, название которой хочешь узнать, октаву (или две, если необходимо) к пятой или шестой струне. Зная название той ноты, на которую ты попал, ты автоматически знаешь название исходной ноты.

Если ты внимательно вглядишься в октавы, то сможешь без труда выделить несколько треугольников, образовываемых в каждом случае двумя одинаковыми нотами и одной, лежащей либо октавой выше, либо октавой ниже. Я насчитал шесть таких треугольников. Также, если взглянуть на рисунок, можно выделить еще два треугольника (крайне полезных), расположившихся на втором-пятом ладах (первый треугольник) и пятом-седьмом (второй). Эти треугольники в отличие от предыдущих охватывают целых две (а не одну) октавы и имеют две ноты, лежащие на первой и шестой струне, что крайне удобно.

 

В октаве, как ты наверняка знаешь из теоретического курса шесть целых тонов или двенадцать полутонов. Так же октаву можно получить, если к чистой кварте добавить чистую квинту. Или, наоборот – к чистой квинте чистую кварту. После октав квинты и кварты, наверняка, являются самыми узнаваемыми интервалами среди гитаристов. На их основе построено подавляющее большинство роковых риффов.

Внимательно посмотри на рисунок. Между нотой ЛЯ (пятый лад шестой струны) и нотой РЕ (пятый лад пятой струны) – чистая кварта. Это соотношение точек на грифе (одна под другой) сохраняется везде, кроме, как ты наверняка догадался, второй и третьей струны. Там необходимо верхнюю точку сместить на один лад вправо.

Чтобы построить от той же ноты ЛЯ чистую квинту необходимо взять МИ (седьмой лад пятой струны). Если же от этой МИ построить кварту вверх (седьмой лад четвертой струны), то мы вновь вернемся к ноте ЛЯ. Это то, о чем я уже говорил: чистая квинта плюс чистая кварта дают октаву.

 

Еще один интервал, который легко запомнить это тритон. Он так называется, потому что охватывает ровно три тона. Так же, в зависимости от контекста, его могут называть либо увеличенной квартой, либо уменьшенной квинтой. Как видишь, тритон делит октаву ровно пополам. Соответственно два тритона, сложенные вместе дают октаву. Легко заметить, что тритон, взятый от заданной ноты, лежит между квартой и квинтой, взятыми от той же ноты.

Если ты еще не начал запоминать звучание интервалов, то самой время начать. Ты наверняка знаком с пустым, бестелесным звучанием октавы, которое порой можно услышать в роковых соляках. Так же я более чем уверен, что ты без труда отличишь кварту от квинты, сыгранными на перегрузе (очень хорошо, если ты научишься делать то же и на чистом звуке). Что касается тритона, взятый с дисторшн этот интервал звучит резко, кричаще, постарайся прочувствовать его настроение. А еще лучше – придумать рифф, в котором он зазвучал бы уместно.

 

Терции! Значимость терций невозможно переоценить. Существует две терции: малая и большая, минорная и мажорная. Первая охватывает полтора тона, вторая – два. Если принять ноту ЛЯ за основание, то построив малую терцию вверх, мы остановимся на ноте ДО (темно-синяя точка). Построив от той же ноты ЛЯ большую терцию вверх, мы придем к ноте ДО ДИЕЗ (светло-синяя точка).

Как видишь, малая терция охватывает четыре лада, а большая – пять. Это позволяет легко играть две ноты и той и другой терции последовательно на одной струне, не меняя позиции. Интервал, в котором ноты играются последовательно, называется мелодическим. Так же нередко можно услышать два звука терций, сыгранные одновременно (гармонический интервал).

Постарайся прочувствовать мрачную, с оттенком грусти, атмосферу минорной терции и задорную, радостную атмосферу мажорной.

 

Следующий интервал, который мы рассмотрим – секста. На рисунке малая секста, построенная от ноты ЛЯ обозначена светло-фиолетовой точкой, большая – темно-фиолетовой. Малая секста очень широко используется в хэви металлевых треках. Большую чаще можно услышать в рок’н’рольных песнях. Послушать первый альбом группы Kiss и ты наткнешься на множество примеров звучания большой сексты.

Несложно посчитать, что суммой малой сексты и большой терции (или большой сексты и малой терции) является октава.

Хотелось бы посоветовать тебе запоминать не только то, какие формы образуют интервалы, но и анализировать то, какие интервалы образуют вершины интервалов, построенных от одного основания. Например, построив от ноты ЛЯ малую терцию и большую сексту, мы получим ноты ДО и ФА ДИЕЗ, которые между собой образуют тритон.

 

Ты когда-нибудь смотрел фильмы ужасов. Если да, то с малой секундой ты наверняка знаком. Она появляется всегда неожиданно, в тот самый момент, когда, после долго ожидания с затаенным дыханием то, чего все так боялись, все таки происходит. Это крайне резкий и неприятный интервал в полтона, сильнейший диссонанс, режущий слух. Малую секунду найти несложно, возьми два соседних лада и вуаля!

Большую секунду ты мог слышать, например, в композиции группы Dream Theater – I Walk Beside You. Вслушайся в главный рифф, там малая терция сменяется большой секундой, а затем секунда терцией. И так на протяжении всего трека, потрясающе! Большая секунда равняется двум полутонам.

 

И, наконец, септимы. Септимы не так просто сыграть на двух соседних струнах. Вершина взятой от ноты ЛЯ малая септима обозначена светло-оранжевой точкой. Большая – темно-оранжевой.

 

В книге «Музыкальная теория для гитаристов» Тома Колба я нашел аппликатуры интервалов, которые тебе могут пригодиться.

 

И в заключении я дам тебе несколько упражнений из книги «музыкальное и аппликатурное мышление гитариста»

Упражнение 1. Сыграй последовательно все мелодические интервалы от одного звука.

Упражнение 2. Проанализируй любую мелодию с точки зрения интервалов.

Упражнение 3. Играть гармонические интервалы.

 

Если целью предыдущего урока было дать тебе толчок к изучению грифа и запоминанию, того, как ноты расположились на нем, то у этого урока цель более определенная. Ты пока можешь позволить себе некую скованность при определении названия каких-либо нот на грифе, но ты просто обязан уметь мгновенно определять название интервала, глядя на него, и наоборот – строить интервал по его названию. Для тех, кто любит систематизировать информацию скажу, что все, что тебе нужно это запомнить три формы для каждого интервала. Первая – линейная (мелодическая) это то, как ноты интервала расположились на одной струне. Например, для малой секунды линейная форма это два соседних лада. Вторая – гармоническая, показывает такое расположение нот интервала, чтобы его было удобно играть в одной позиции. Вторая форма имеет вариацию с учетом сдвига на второй и третьей струнах, где верхний тон нужно сдвигать на один лад вправо. Я сильно сомневаюсь, что тебе в ближайшее время понадобятся формы интервалов расположенных через две струны. Но если уж ты достиг такого уровня, что без труда отличишь дуодециму от ноны, то я уверен – сможешь высчитать их аппликатуры на грифе сам.

Знающие теоретики скажут, что существуют и уменьшенные септимы и увеличенные секунды и много других интересных вещей, но на данном этапе мы их рассматривать не будет, потому что по внешнему виду они ничуть не отличаются от рассмотренных выше интервалов, а о музыкальном смысле мы поговорим в соседнем разделе. Если остались какие-либо вопросы, не стесняйся – спрашивай. В следующем уроке ты познакомишься с аккордами и их аппликатурами. Удачи!

 

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

СЛЕДУЮЩИЙ УРОК >>


Твитнуть

Login